Как дела с легким мигом 5 поколения. Истребители

Корпорация "МиГ" ведет разработки легкого истребителя пятого поколения. Этот проект может стать дополнением к ПАК ФА, разрабатываемому ОКБ Сухого, и выполнять задачи в условиях конфликтов типа "Арабской весны".

Российская самолетостроительная корпорация (РСК) "МиГ" рассматривает возможность строительства истребителя 5-го поколения. В качестве базовой платформы для реализации этой программы может быть выбран истребитель "МиГ-35", на который будут интегрироваться перспективные технологии, сообщает "Армс-Тасс" со ссылкой на британский еженедельник "Флайт".

Как заявил генеральный директор РСК "МиГ" Сергей Коротков , специалисты корпорации уже работают над концепцией нового истребителя.

"Я знаю, что это одна из идей, одно из направлений, над которым работает конструкторское бюро. Очень надеюсь, что скоро мы будем более серьезно развивать это направление", - отметил Коротков.

Топ-менеджер не детализировал, как далеко продвинулась корпорация в своих исследованиях, но считает "весьма вероятным" появление нового боевого самолета.

"Самое главное, чтобы на разработку был выдан заказ", - сказал он.

При этом, руководитель корпорации уверен, что работа над истребителем пятого поколения не вызовет конфликт между РСК "МиГ" и компанией "Сухой", которая в настоящее время ведет разработку собственной версии самолета пятого поколения ПАК ФА.

"Это два совершенно разных самолета, которые будут решать разные задачи. Мы считаем, что "МиГ-35" - это та платформа, которая может в перспективе стать основой истребителя пятого поколения ", - заявил Коротков.

С тем, что для авиации нужны перспективные самолеты разных типов, соглашаются эксперты.

"Я понимаю, что однотипность самолетов дает определенную экономическую эффективность, но дело в том, что задачи авиации постоянно расширяются. Нам необходимо под эти задачи готовить соответствующие типы авиации. Я думаю, что такая задача, с точки зрения государственной, оправдана полностью. Тем более, легкий истребитель необходим, прежде всего, для ведения маломасштабных войн или проведения активных операций, потому что нельзя одним типом закрыть все задачи, которые стоят перед обороноспособностью страны ", - прокомментировал Накануне.RU разработки "МиГа" вице-президент Академии геополитических проблем, полковник ВВС Владимир Анохин .

По мнению эксперта, не исключено, что и постановка задачи по разработке нового истребителя была связана с ростом ограниченных локальных конфликтов, в которых можно применять легкие самолеты.

"Безусловно, такие самолеты могут применяться в таких ограниченных конфликтах, которые мы наблюдаем в последнее время. Думаю, такая задача и была поставлена, чтобы была ударная тяжелая скоростная авиация, и легкие типы самолетов, которые могли бы осуществлять операции в локальных войнах", - предполагает он.

По мнению офицера, от постановки задачи до поставки серийных самолетов в войска может пройти не меньше пяти лет.

Истребитель "МиГ-35", на базе которого, вероятно, будет разрабатываться истребитель пятого поколения, принадлежит к поколению истребителей "4++", и является глубокой модернизацией истребителей "МиГ-29К/КУБ", но значительно превосходит их по многим параметрам. "МиГ-35" уже несколько лет ожидает начала поставки в войска, однако сроки заключения контрактов постоянно смещаются, хотя Коротков не теряет надежды и говорит о том, что контракт на поставку в войска может быть заключен в 2014 году.

Напомним, что проект ПАК ФА разрабатывается с 2002 года. В 2004 году был готов макет, а в 2005 началось финансирование проекта. В 2010 году состоялся первый полет самолета и начались летные испытания образца. В настоящий момент группа из пяти истребителей проходит государственные испытания. Кроме того, был заключен контракт с Индией на совместную разработку варианта самолета пятого поколения для ВВС этой страны на базе ПАК ФА.

Фактически, в мире принят на вооружение единственный истребитель пятого поколения - американский "F-22 Raptor". Испытания проходят также американский "F-35" и китайский "J-20". Что касается "F-35", постоянно сообщается о проблемах в разработке этого самолета - год назад всерьез обсуждалось закрытие проекта, на который потрачены сотни миллиардов долларов. Из-за проблем и удорожания самолетов, ряд американских партнеров отказались от закупки перспективных самолетов, либо существенно ограничили их количество. О разработке самолетов пятого поколения говорили представители Японии, Турции и Южной Кореи, но лишь как о проектах отдаленного будущего.

МОСКВА, 27 янв — РИА Новости. Новый российский истребитель поколения "4++" МиГ-35 после завершения государственных испытаний обновит парк Воздушно-космических сил (ВКС) России и может быть предложен зарубежным покупателям.

Новый "МиГ" представлен миру

На базе производственного комплекса Российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ" в подмосковных Луховицах в пятницу прошла презентация МиГ-35. Летные же испытания истребителя начались в четверг.

Президент России Владимир Путин во время видеоконференции по случаю начала испытаний выразил надежду, что новый истребитель значительно усилит российскую армию.

Показанный в Луховицах МиГ-35 — это многоцелевой истребитель поколения "4++", представляющий собой дальнейшее развитие боевых самолетов МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2 в направлении повышения боевой эффективности и универсальности, а также улучшения эксплуатационных характеристик.

По данным из открытых источников, самолет способен нести на 10 узлах подвески до семи тонн боевой нагрузки и развивать скорость 2,25 Маха (более 2,7 тысячи километров в час). Боевой радиус действия истребителя составляет тысячу километров, практический потолок - 17,5 тысячи метров.

Как заявил генеральный конструктор — вице-президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) по инновациям Сергей Коротков, радиус боевого применения МиГ-35 увеличен в два раза (по сравнению с МиГ-29), в том числе за счет возможности замены кресла второго пилота на топливный бак. Кабина самолета унифицирована с расчетом возможности переоборудования под его пилотирование как одним, так и двумя летчиками.

Первый контракт — после госиспытаний

По словам главнокомандующего ВКС Виктора Бондарева, первый контракт на закупку 30 истребителей Минобороны заключит с корпорацией "МиГ" сразу после летных испытаний самолета, которые должны завершиться летом 2017 года.

"Мы будем брать эти самолеты, они нам нужны… Пройдет немного времени, и мы поменяем всю легкую истребительную авиацию именно на этот класс", — сказал Бондарев в ходе презентации МиГ-35.

Всего для замены парка легкой боевой авиации планируется закупить не менее 170 этих истребителей.

Летные испытания МиГ-35 планируется завершить до 2019 года, затем он пойдет в серию, рассказал РИА Новости в ходе презентации самолета президент ОАК Юрий Слюсарь.

При этом первые машины могут поступить в военно-воздушные силы ВКС России в 2018 году, уточнил гендиректор РСК "МиГ" Илья Тарасенко.

Локальные конфликты и освоение лазеров

"Слава богу, что нет сейчас крупных вооруженных конфликтов, есть только локальные, как в Сирии. Нам нужны самолеты именно такие, которые могли бы эту задачу решить, и 3,5 тысячи километров, которые может лететь МиГ-35, — нас это очень устраивает", — отметил Бондарев.

На истребителях пятого поколения разместят облегченную ракету "Брамос" Ракета действительно должна быть по габаритам торпедного аппарата и по массе почти в полтора раза меньше. Ракета несет обычную боеголовку весом от 200 до 300 килограммов и имеет одинаковую конфигурацию для различных пусковых установок.

Тем самым он подтвердил сказанные накануне слова президента ОАК о том, что МиГ-35 сможет применять перспективные образцы вооружений, в том числе лазерное оружие.

Как подчеркнул Слюсарь, истребитель спроектирован специально для боев в условиях интенсивных конфликтов и высокой плотности ПВО.

"Высокие показатели, которые имеются, достигнуты благодаря установленному комплексу бортового оборудования, новой оптико-локационной станции, сниженной в разы радиолокационной заметности, мы увеличили с шести до восьми количество точек подвески, что позволяет использовать текущие и перспективные образцы авиационных средств поражения, включая лазерное оружие", — добавил он.

Большой экспортный потенциал

Владимир Путин на заседании ВПК выразил надежду, что новый истребитель будет иметь хороший экспортный потенциал.

"Имею в виду, что более чем в 30 странах активно эксплуатируется другая машина — МиГ-29, и создана хорошая инфраструктура в этих странах для использования этого истребителя, есть подготовленные кадры", — уточнил глава государства.

Путин подчеркнул, что "промышленность и все, что связано с эксплуатацией этих машин, должны быть готовы, чтобы предложить нашим потенциальным партнерам максимально необходимые в современном мире услуги по обслуживанию этой техники".

Вице-премьер Дмитрий Рогозин пояснил в эфире телеканала "Россия 24", что у МиГ-35 почти такое же радиолокационное оборудование, авионика, двигатели, как и у последних разработок КБ "Сухого" — Су-35 и Т-50 (ПАК ФА), но его эксплуатационные расходы намного ниже, и поэтому его должны охотнее покупать за рубежом.

По словам Тарасенко, сейчас объем заказов корпорации составляет около четырех миллиардов долларов.

РСК "МиГ", по словам Короткова, готова открыть сервисный центр по обслуживанию истребителей МиГ-35 на территории потенциальных иностранных заказчиков, который унифицирован с истребителями МиГ-29, эксплуатирующимися в 56 странах мира.

Как заявил замглавы Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Анатолий Пунчук, истребитель будет востребован в Европе, прежде всего, такими странами, как Болгария, Словакия и Польша. По его информации, сейчас Россия исполняет контракты с этими странами по ремонту и модернизации самолетов МиГ-29. При этом он уточнил, что Болгария выделила необходимые средства для ремонта двигателей для МиГ-29, каждый из которых стоит примерно пять миллионов долларов.

В России также надеются на возобновление индийского тендера по закупке истребителей уже с новейшим МиГ-35. Об этом рассказал РИА Новости советник президента ОАК Константин Бирюлин.

Он уточнил, что ранее Россия участвовала в тендере с истребителем МиГ-29 и потенциально с МиГ-35. "Однако тогда МиГ-35 был только на бумаге. Сегодня же происходит международная презентация данного истребителя, который мы готовы предложить в том числе Индии, если она возобновит данный тендер", — сказал Бирюлин.

Индия закрыла тендер в 2011 году после победы на нем Франции с истребителем Rafale. Тендер предполагал закупку 126 истребителей для национальных ВВС на сумму более 10 миллиардов долларов. Заключенный в январе 2016 года контракт Франции предполагает закупку всего 36 истребителей Rafale на ту же сумму — более 10 миллиардов долларов.

Бирюлин подчеркнул, что МиГ-35 будет интересен прежде всего тем странам, которые до сих пор эксплуатируют линейку истребителей МиГ-21, МиГ-23, МиГ-29. "Все эти истребители, например, стоят до сих пор на вооружении ВВС Индии", — сказал он.

Следующий "МиГ" — пятого поколения

Конструкторское бюро "МиГ" займется разработкой истребителей пятого поколения, заявил Рогозин.

"Истребитель пятого поколения ПАК ФА сейчас находится на государственных испытаниях (разработчик — корпорация "Сухой"). Корпорация "МиГ" также будет делать истребитель пятого поколения (легкий)", — сказал он в ходе международной презентации истребителя МиГ-35.

Сейчас на вооружении российских ВКС стоят только истребители поколения 4++. Истребителями пятого поколения — F-22 и F-35 — оснащены исключительно ВВС США.

Источник в оборонно-промышленном комплексе.

«Это будет легкий вариант ПАК ФА", который не будет конкурировать с моделью Т-50, разработанной компанией "Сухой"»

"РСК "МиГ" разрабатывает второй вариант ПАК ФА. За основу взята аэродинамическая схема самолета МиГ-1.44 и те наработки, которые были по этому прототипу", - сказал собеседник агентства.

По его словам, "это будет легкий вариант ПАК ФА", который не будет конкурировать с моделью Т-50, разработанной компанией "Сухой".

В июне в РСК "МиГ", что корпорация продолжает работать над легким истребителем пятого поколения, несмотря на отсутствие соответствующего заказа. Ранее сообщалось, что платформой для этого самолета может стать МиГ-35. При этом в Объединенной авиастроительной корпорации заявляли, что создание легкого истребителя не является приоритетом для компании.

Прототип МиГ-1.44, созданный в 1990-е годы в рамках разработки истребителя пятого поколения, был впервые представлен на всеобщее обозрение на авиасалоне МАКС-2015, который прошел в августе в Подмосковье. Как отмечали в корпорации, проект позволил совершить большой скачок в направлении истребителей пятого поколения", а заложенные в нем технологии успешно развиваются до сих пор.

Фюзеляж машины, выставленной на МАКС-2015, выполнен с применением технологий "стелс" - самолет покрыт специальным радиопоглощающим слоем, а его кили спроектированы таким образом, чтобы истребитель оставался незаметным для радаров. Кроме того, было изменено расположение воздухозаборников, а все вооружение предполагалось размещать во внутренних отсеках. По данным источников в самолетостроительной отрасли, прототип совершил лишь один испытательный полет.

Техническая справка

МиГ 1.44 МФИ (от многофункциональный фронтовой истребитель ; в серии должен был получить название МиГ-35 ) — опытно-экспериментальный российский прототип истребителя пятого поколения .


Самолёт, на котором планировалось установить двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-41Ф . Создавался как противовес американскому истребителю F-22 и по ряду характеристик превосходил своего американского соперника.

Имел широкое применение стелс-технологий . Всё вооружение самолёта располагалось во внутренних отсеках. Покрывался специальным радиопоглощающим покрытием, кили у самолёта были спроектированы специальным способом кривых поверхностей, существенно снижающим ЭПР самолёта.

Предварительные работы по созданию тяжелого истребителя пятого поколения для ВВС и ПВО начались в конце 1979 года в рамках программы И-90 («истребитель 1990-х годов»). В 1981 г. ЦАГИ были выданы рекомендации по самолету, выполненному по схеме «утка » с треугольным адаптивным крылом и большим количеством отклоняемых поверхностей, обеспечивающих высокие значения аэродинамического качества как на дозвуковых, так и на сверхзвуковых режимах, а также полет на закритических углах атаки .




Разработка нового истребителя началась в ОКБ им. А. И. Микояна. В 1983 г. была утверждена «Комплексная целевая программа» работ по самолету, силовой установке, БРЭО и вооружению, а также тактико-техническое задание ВВС и ПВО. В 1987 г. состоялась защита аванпроекта, а в 1991 г. - эскизного проекта и макета самолета, получившего индекс «МФИ» - многофункциональный фронтовой истребитель. Основными его особенностями должны были стать:

  • сверхманевренность ;
  • способность к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме;
  • малая радиолокационная и тепловая заметность;
  • улучшенные взлетно-посадочные характеристики;
  • значительное сокращение стоимости летного часа, количества технического состава, объема и веса нестандартного оборудования, требующегося для обслуживания самолета;
  • новая архитектура комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, структура информационно-управляющего поля кабины, высокая степень интеграции.

Параллельно с работами над многофункциональным фронтовым истребителем на основе базовой конструкции прорабатывались варианты самолета-разведчика, истребителя корабельного базирования и другие модификации.

В 1999 году было решено отдать приоритет разработкам КБ Сухого, а МАПО «МиГ» включить в его состав. Мотивами, вероятно, послужили высокая заявленная цена МФИ и утверждения М. А. Погосяна о превосходстве С-37 над МФИ по ТТХ и возможности запуска его в серию в ближайшем будущем. Несмотря на это, работы над МФИ продолжались, и 29 февраля 2000 года первый прототип МиГ 1.42 всё же поднялся в воздух. Тем не менее, новый глава КБ не был заинтересован в дальнейшей разработке чужого проекта, невзирая на неудачи собственного С-37 и высокий уровень готовности МФИ, который уже мог быть запущен в серийное производство на «Соколе». В итоге в 2002 году вышло постановление правительства о создании ПАК ФА , окончательно похоронившее и МФИ, и С-37.

На 2013 год единственный лётный экземпляр находится в ЛИИ им. М. М. Громова в Жуковском, брошенный под открытым небом (координаты-55°34′28″ с. ш. 38°08′37″ в. д. ). Было принято решение об окончательной консервации экземпляра в ангаре.


Среди ряда экспертов существует мнение, что некоторые технологии и общие виды самолета были переданы Китаю, хотя скорее всего, китайцы при создании своего J-20 использовали чертежи Проекта 1.46, купленные у РСК "МиГ".

Модификации

Самолёт с шифром 1.42 является опытным образцом, на котором отрабатывались технологии КБ «МиГ» по проекту И-90. Построен 1 прототип (1994), который использовался для статических испытаний.

Самолёт с шифром 1.44 является доработанным 1.42. Он должен был пойти на серийное производство и поступить в войска. Построен 1 экземпляр (1999), ещё 4 находились на заводе «Сокол» в разной степени готовности на момент закрытия проекта.

Самолёт с шифром 1.46 является глубокой модернизацией 1.44, значительно превосходящим его по ТТХ. На момент закрытия проекта шла подготовка к постройке опытного экземпляра.


Схема: www.airwar.ru

Технические характеристики



Экипаж , человек 1

Длина , м

17,3

Размах крыла , м

11,99
Высота , м
4,73

Масса , кг:

пустого - 18000;
максимальная взлётная масса
23500

Двигатель:

Тип двигателя:

турбореактивный двухконтурный
с форсажной камерой и управляемым вектором тяги

Модель:

«АЛ-41Ф »
Тяга на форсаже кгс
2 × 18000
Летные характеристики:
Скорость, км/час: максимальная - до 2400;
предельная на высоте –
3180;
максимальная у земли - 1500

Практическая дальность, км

4000

Практический потолок , м

20000
ЭПР, м²
менее 0,3
Вооружение:

Пушечное:

30 мм встроенная пушка ГШ-30-1

до 12000

для воздушного боя, в отсеках вооружения:

12 × Р-77 или Р-73

против наземных целей, в отсеках вооружения:

2 × Х-55 , Х-61 , Х-41 , или
8 × Х-29 , Х-31 , или
12 × КАБ-500 , ОДАБ-500

Точки подвески:

внутренние - 12;
внешние - 8

МиГ ЛФИ

На базе МиГ 1.44 в начале 1990-х годов также создавался лёгкий истребитель с одним двигателем АЛ-41Ф , имеющий такую же аэродинамическую схему.

Проект был закрыт на этапе продувочных моделей в связи с выбором Минобороны СССР проекта С-37 КБ Сухого.



МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Станислав Закарян
www.arms-expo.ru

Россия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) займутся разработкой легкого истребителя пятого поколения. Об этом сообщил министр промышленности и торговли Денис Мантуров в ходе 13-й международной выставки вооружений IDEX 2017 в Абу-Даби. Разработка нового истребителя станет вторым крупным военно-техническим проектом между сторонами.

Ранее сотрудничество с ОАЭ фактически спасло зенитный-ракетный пушечный комплекс «Панцирь», признанный российскими военными малоэффективным. Впервые ЗРПК показали на международном аэрокосмическом салоне в подмосковном Жуковском МАКС-1995. Тогда им и заинтересовались представители Объединенных Арабских Эмиратов. Однако оказалось, что «Панцирь» «не готов». Есть идея, но нет возможности ее воплощения в металле. Минобороны из-за финансовых проблем завершать разработку системы отказалось. Эту обязанность в итоге и взяли на себя ОАЭ, заказав почти 50 установок ЗРПК «Панцирь».

Именно эта сделка позволила тулякам провести глобальную модернизацию комплекса — довести его характеристики работы до сегодняшнего уровня и в итоге поставить «Панцирь» на вооружение собственной армии. В настоящий момент «Панцирь-С2» составляет основу ближней зоны противовоздушной обороны Вооруженных Сил России. В следующем году начнется развертывание морской версии этой системы. Ее носителями станут малые ракетные корабли проекта 22800 (шифр «Каракурт»).

История легкого истребителя пятого поколения для Воздушно-космических войск России также похожа на путь ЗРПК. Руководство корпорации МиГ, где традиционно создаются боевые машины легкого класса, еще некоторое время назад говорило, что у Минобороны нет потребности в таком самолете. ВКС в рамках программы перевооружения сконцентрировались на технике уже имеющейся в наличии: истребителях Су-30 и Су-35, а также новейшем тяжелом истребителе пятого поколения Т-50. Новые МиГи были заказаны только для перевооружения авиационного крыла тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Любопытно, что все эти машины, так или иначе, созданы при участии международной кооперации. Су-30 и корабельный МиГ-29К/КУБ – по заказу Индии. Су-35 будет доводиться за деньги Китая. Пекин купил 24 такие машины, что позволит «ОКБ Сухого» отполировать предназначенные для ВКС истребители до совершенства. Та же судьба ждет и Т-50. Машина хоть и создается на средства России, но приглашение к участию в проекте индийской стороны делает проект менее затратным. Роль Нью-Дели, как говорят российские разработчики, не ограничивается одними деньгами (инвестиции индийцев в проекте — $25 млрд). Уже сейчас Индия предлагает свои композитные материалы и электронику.

Сотрудничество с ОАЭ также становится локомотивом развития программы создания легкого истребителя пятого поколения. «Инертность» российских военных в отношении истребителя можно понять. Госпрограмма перевооружения, на которую до 2020 года выделено 23 триллиона рублей, идет на спад. Основное вооружение и техника не только созданы, заказаны, но и массово поступают в войска. Президент Владимир Путин уже предупредил оборонщиков, что больше столь щедрого госзаказа им ждать не придется. Страна будет экономить. Тем более для перевооружения достаточно новой боевой техники, делающей ВКС одними из самых современных в мире. Главнокомандующий ВКС РФ генерал-полковник Виктор Бондарев говорит, что в 2016 году ВКС получили 139 новых летательных аппаратов. Все авиачасти полностью укомплектованы необходимой авиатехникой, доля новых самолетов и вертолетов составляет около 55 процентов.

Подключение к проекту создания легкого истребителя пятого поколения ОАЭ меняет ситуацию в корне. Ведь Россия в данном случае предлагает идеи. Арабская сторона – деньги. Глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь говорит, что в проекте по легкому истребителю пятого поколения примут участие ОАК, как головная организация, а также компания «Сухой» со своими наработками по истребителю Т-50 и РСК «МиГ» с наработками по однодвигательным самолетам. Какими именно, глава госкорпорации уточнять не стал.

«Совместная разработка легкого истребителя пятого поколения с ОАЭ находится на начальном этапе. Мы сейчас готовим наши предложения эмиратской стороне. Считаем, что машина будет удачная. Готовы презентовать нашим коллегам наши разработки», – сообщил Слюсарь.

Впрочем, уже из сказанного, можно предположить, что это будет за машина. Например, участие компании «Сухой» говорит о характере конструкции планера будущего самолета. Т-50 впервые в российском авиастроении выполнен по схеме «несущего-крыла». Это один из важных элементов, делающих его истребителем пятого поколения. Все предыдущие машины поколения «4++» Су-30 или Су-35 имеют ярко выраженный фюзеляж, к которому крепятся крылья и рулевые кили. В Т-50 все эти элементы представляют единую монолитную конструкцию. При этом те же закрылки выполнены в форме отклоняемых поверхностей.

В пользу этой версии говорит и недавно опубликованный отраслевым изданием Air&Cosmos эскиз предположительного вида перспективного легкого многофункционального фронтового самолета (ЛМФС) разработки «РСК «МиГ». Самолет выполнен по схеме «утка» и, если бы не один двигатель, был бы копией Т-50. Слюсарь отметил, что концепцию нового самолета еще предстоит определить: «Мы пока не определили концепцию легкого истребителя пятого поколения. Пока еще не выбрали, каким он будет — однодвигательным или двухдвигательным. Но подписанное соглашение позволяет нам начать эту работу», – добавил глава ОАК.

Дальше фантазировать еще проще. Недавняя презентация «РСК «МиГ» новейшего истребителя МиГ-35 показала концептуальное виденье компанией внутренней начинки перспективного истребителя. Так, генеральный директор корпорации Сергей Коротков сообщил телеканалу «Звезда», что в ходе создания корабельной версии истребитель МиГ-29К спроектирован как новая платформа, имеющая большой потенциал для наращивания боевых возможностей в течение длительного времени на основе применения технологий, присущих самолетам пятого поколения. Поэтому внешне похожие как две капли воды на классический МиГ-29 МиГ-35 абсолютно новые истребители с серьезными изменениями в конструкции фюзеляжа, бортового оборудования, а также используемых при производстве материалах.

Например, на самолете усилен планер, выполненный с использованием композитных материалов, шасси повышенной прочности, способное выдержать взлет и посадку на аэродромы с десяти сантиметровым расхождением плит, новый двигатель Санкт-Петербургской компании «Климов» РД-33МК. По сравнению с «классическим» РД-33 у него не только повышенная тяга на 12%, но и стоит современная цифровая система управления FADEC.

В будущем эти двигатели смогут оснащаться системой всеракурсного управления вектором тяги, благодаря чему самолет сможет быть маневреннее своих конкурентов и лучше управляемым во всех режимах – что на скорости, что при ее полном отсутствии. Причем не только в режиме «нормального» полета, но и на форсаже, что также считается одним из главных требований к машинам пятого поколения. Наконец, уже сейчас на МиГ-35 может стоять радиолокационная станция с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) «Жук-А».

И тут прослеживается вторая тенденция, МиГ-35, как и Су-35, – своеобразные «ступеньки» перед появлением в войсках истребителей пятого поколения. На том и другом стоит оборудование, двигатели и система управления оружием, определяющие облик самолетов будущего, позволяющие летчикам уже сегодня попробовать его, что называется «на вкус». Поэтому понятна уверенность главы ОАК Юрия Слюсаря в том, что новый легкий истребитель получится. В ожидании этого, чтобы почувствовать будущее уже сейчас, на IDEX 2017 ОАЭ «подписали соглашение о намерении закупить истребители Су-35».