Применение благородных металлов в автомобильных деталях. Драгметаллы в автомобилях Содержание драгметаллов в автомобилях ваз

Вопрос переработки подержанных транспортных средств , а также деталей , является актуальным как для организаций, так и для частных лиц.

Подлежащий утилизации автомобиль содержит в себе множество ценных компонентов , таких как , и .

О том, какие именно, сколько их и где они сконцентрированы , пойдет речь в данном материале.

Основными драгоценным металлами, содержащимися в деталях таких автомобилей, как КАМАЗ 4308, являются золото и серебро, а также платина, родий, палладий и иридий.

В таблице ниже приведена некоторая доступная информация по содержанию драгметаллов в автомобилях советского производства согласно «Перечню изделий автотранспортных средств, содержащих драгоценные металлы » от 24.02.2000.

Как видно из представленных данных, наиболее весомым по содержанию на общую массу автомобиля оказывается серебро:

Наименование автомобиля Содержание металлов в составе автомобильных деталей, г
золото серебро платина металлы платиновой группы
Грузовые
ГАЗ-3310 0,4461 9,7419 0,0476
ГАЗ-3309 0,0407 9,0241 0,0476
МАЗ-5440 0,4461 9,7419 0,0476
КАМАЗ-4308 0,00849 14,9881 0,0434
Легковые
ВАЗ-24 0,00764 5,46485 0,08674
ВАЗ-2106, 2103 0,02263 5,1229 0,005

Золото и серебро

Золото и серебро в автомобилях, как правило, содержатся в составе комплектующих деталей электроники :

  • реле розеток, термостатов (серебро);
  • датчиков для измерения уровня топлива (серебро);
  • диодов (серебро и золото);
  • контактов (золото);
  • регуляторов напряжения (серебро);
  • включателей (замков зажигания)/выключателей (серебро);
  • стеклоочистителей (серебро).

В современных автомобилях данные металлы содержатся в составе микросхем и мониторов бортовых компьютеров , составляющие систему управления и навигации автомобиля.

Элементы платиновой группы

Металлы платиновой группы , а именно, системы платина-палладий-родий, как правило, содержатся в составе катализаторов двигателей.

С улучшением качества двигателей количество родия уменьшалось с 18% до 9-10% от общей массы металлов.

При совершенствовании двигателей количество родия уменьшалось с 17-20%до 9-11% от общей массы платиноидов.

При использовании тройных систем платиноидов обычно платина находится в самом большом количестве , ее содержание составляет 300-1000 мкг/кг, палладия — 200-800 мкг/кг, родия — в диапазоне от 50 до 100 мг/кг.

Драгметаллы в автомобильных катализаторах

Как уже было упомянуто выше, в состав современных катализаторов входят платина, палладий и родий. Кроме того, в автопроме Германии и Великобритании для изготовления автомобильных катализаторов широко применяют иридий .

Во многих случаях катализаторы машин, произведенных в этих станах, сортируют отдельно в качестве потенциально содержащих этот драгметалл.

Методы обогащения отходов

Для решения проблем переработки автомобильных составляющих, содержащих благородные металлы, используют гидрометаллургический и пирометаллургический методы .

Исходник для переработки (в случае катализатора) содержит большое количество керамического носителя и незначительную концентрацию драгметалла.

При переработке отходов радиоэлектроники исходником является лом комплектующих , содержащих, как правило, в своем составе частицы пластиков.

Задачей переработки отходов автомобильных деталей является получение полуфабрикатов, пригодных для вторичной переработки.

Гидрометаллургический метод извлечения благородных металлов состоит из следующих основных этапов :

  • первичного выщелачивания отходов смесями кислот, состав которых зависит от качественного и количественного содержания драгметаллов в исходнике, при температурах выше 100 °С;
  • многократной промывки нерастворимого в кислотах носителя водой;
  • сушки полуфабриката при 200 °С и прокаливания при температурах порядка 600 °С.

Примеры использования гидрометаллургического метода обогащения при переработке катализаторов автомобилей Mersedes-Benz, Honda, Volvo на основе платиноидов представлен в патенте 2209843 «Способ извлечения платиновых металлов из автокатализаторов » Шипачева В.А. 2008 года.

При использовании пирометаллургического метода переработка отходов происходит в несколько следующих стадий :

  1. Дробления исходного сырья и сортировки его частиц по размеру.
  2. Приготовления исходной шихты.
  3. Плавки дробленого продукта при температуре 3000 °С в плазменно-дуговой печи с образованием расплавов драгметаллов, керамики и металлических носителей.
  4. Периодическом сливе расплавов шлаков, расслаивающихся за счет разницы в плотностях металлов и керамики: расплав керамики остается вверху, расплав драгметаллов в металле-коллекторе ( , железе) сливается из печи.
  5. Гранулирования жидкого расплава, содержащего драгметаллы.

Итоговый продукт гранулирования, на 3-15% обогащенный драгметаллами, является пригодным сырьем для аффинажных производств , далее выделяющих драгоценные металлы с максимальной степенью чистоты.

Примеры переработки деталей электроники данным методом представлены в патенте 2521766 «Способ переработки электронного лома » Старших В.В. от 10.07.2014.

Продажа отработанных катализаторов

Продавать отработанные катализаторы можно ряду компаний, связанных с аффинажными предприятиями договорами на вторичную переработку полученного ими обогащенного сырья.

В сферу деятельности таких компаний входят скупка отработанных катализаторов у частных и юридических лиц, определение того, какой из платиноидов и сколько находится в них и их первичная переработка.

Контакты данных компаний доступны через интернет-сайты , там же представлена информация о порядке приема и оплаты сданного катализатора.

В качестве примеров данных компаний можно привести такие организации, как:

По итогу анализа определяется стоимость сделки. В среднем для иномарок цены за 1 кг катализатора варьируются от 5000 до 15000 рублей, в зависимости от марки автомобиля .

Так, наибольшей стоимости достигают катализаторы автомобилей Hummer, Land Rover, Infiniti, Jeep GrandCherokee, Lexus, Mersedes-Benz.

Цены на отечественные катализаторы указываются в районе 1500 руб/кг.

Видео по теме

Предлагаем посмотреть видео о содержании драгметаллов в автомобильных катализаторах и о том, как можно их извлечь.

Вывод

Утилизация автомобильных деталей с целью получения финансовой выгоды за счет извлечения из них благородных металлов в современных условиях является решаемой задачей как для юридических, так и для физических лиц.

Для этого заказчику следует обратиться в соответствующую компанию, занимающуюся приемом, оценкой и первичной переработкой автомобильного сырья с целью получения концентратов для последующей тонкой переработки и получения металлов высокой пробы или вовлечения их в рециклинг.

Вконтакте

В автомобилях драгметаллы присутствуют в контактах, реле, предохранителях и катализаторах. Количество благородных металлов в автомобиле зависит от года выпуска, производителя и модели. Эти металлы применялись для обеспечения высокого качества контактов и реле.

Чаще всего использовалось, золото, серебро, платина и кадмий. Устойчивость против коррозии и окисления делает их незаменимыми не только у нас, но и за рубежом. Многие известные компании продолжают покрывать медные контакты золотом и серебром, добиваясь таким способом надежности и долговечности.

Появились новые материалы, которые используются одновременно с благородными. Процентное соотношение зависит от конкретной марки автомобиля и производителя. Они еще долго будут использоваться в автомобильной промышленности. Полностью от них отказываться просто не имеет смысла.

Преимущества

Благородные металлы в автомобильных деталях отличаются многими достоинствами, которые делают их востребованными и популярными. Как правило, благородных металлов в отечественных грузовиках применялось намного больше, чем в легковых моделях.

Если, к примеру, в ВАЗ-1111 всего 3.5 гр. серебра, то в МАЗе 101 и других моделях 51 гр. В КАМАЗе по сравнению всего 14 гр. Среди главных достоинств, которые обращают на себя внимание:

  • надежность;
  • долговечность;
  • износостойкость;
  • пластичность.

Они не ржавеют, не окисляются, не переламываются и хорошо проводят электричество. Золота, палладия и платины меньше одного грамма. Больше всего технического серебра, которое шло на изготовление контактов и клемм для реле, выключателей и переключателей. Каждый производитель использовал и сейчас применяет определенное количество благородных металлов.

Переработка

Автомобильные контакты и реле, несмотря на высокое качество благодаря применению драгметаллов, со временем теряют свои характеристики и нуждаются в замене. Если золото или серебро сохраняет свои свойства, то может износиться изоляция или гнезда.

Поэтому рано или поздно проводка отправляется на вторичную переработку, где из нее добывают серебро и золото. Кадмия больше всего содержится в катализаторах. Количество зависит от модели и конкретного производителя.

Все серебро и другие драгметаллы, которые есть на контактах отделяют от других металлов химическим способом. Извлечь его можно даже самостоятельно, если обзавестись простейшими инструментами и иметь определенные знания из химии.

На современных аффинажных заводах есть все необходимое оборудование, для того, чтобы добыть все благородные металлы, имеющиеся в автомобильных деталях. Вторичная переработка существенно экономит природные ресурсы. Делает благородные металлы более дешевыми и доступными для технического использования.

После этого они переплавляются в слитки, полосы, ленты или проволоку и снова отправляются на предприятия для повторного применения. Из технического серебра или золота снова делают клеммы, покрывают контакты, используют для изготовления компонентов для электрооборудования автомобиля.

Автопром - основной потребитель добываемого палладия и родия. Вместе с платиной они идут на производство автомобильных катализаторов, так как все эти металлы обладают высокими каталитическими свойствами. Скупка и переработка палладиевых катализаторов - вопрос для отрасли актуальный, так как это позволит вернуть в отрасль часть дорогостоящих металлов. Однако, в автомобилях драгметаллы содержат не только катализаторы…

Автомобильное производство всех стран активно использует платиноиды и серебро - золото в этой отрасли используется мало. Серебро идет на производство автомобильной электроники - выключателей, датчиков давления, сигнализаторов, а так же для пластин аккумуляторов с улучшенными характеристиками. Для прерывателей, регуляторов напряжения, аварийных датчиков, некоторых реле, тахометров помимо серебра используется так же платина и золото, генераторы содержат палладий. Родий обладает хорошими отражающими свойствами, им покрывают поверхность фар и зеркал. Платина и редкоземельный платиноид иридий содержится в современных автомобильных свечах зажигания.

Различные искровые свечи содержат сплавы платины, серебра, иридия и иттрия. Применение дорогостоящих металлов обусловлено высоким качеством производимых деталей, что повышает надежность зажигания, увеличивает срок их службы и экономит затраты на необходимую замену. Искровые свечи с драгоценными металлами имеют центральный электрод небольшого диаметра, покрытый платиной или иридием - 0.8 мм и 0.5 мм соответственно. Тонкий электрод обеспечивает концентрацию напряжения выше, чем на обычной свече, более стабильный фронт пламени и небольшое охлаждение. Но будь он из обычного никелевого сплава - вышел бы из строя через несколько сотен километров, а иридиевые и платиновые свечи служат гораздо дольше за счет тугоплавкости и прочности этих металлов. Иридиевые свечи имеют лучшие показатели, чем платиновые, и ими комплектуются западные автомобили среднего и высшего ценового сегмента, а когда-то они предназначались только для гоночных болидов и авиационных двигателей. Несмотря на то, что иридий более редкий металл, чем платина - стоит он дешевле и на данный момент на производство свечей зажигания уходит примерно пятая часть от всего добытого металла.

Но, несмотря на наличие драгоценных металлов в деталях, переработка автомобильного лома представляет интерес в первую очередь для цветной металлургии, исключение составляют только автомобильные катализаторы с высоким содержанием платины и палладия, а так же некоторая автомобильная электроника. Продать автомобильный катализатор, который уже отработал свое, можно нашей компании. Мы готовы предложить высокую цену и принять деталь из любого города России!

Платина – драгоценный металл, высокая и стоимость и спрос на который обеспечен минимальным коэффициентом расширения, электро- и теплопроводностью и высокой прочностью материала.

На вид данный металл напоминает , однако его цена выше, чем .

Платина не окисляется и не подвергается химической коррозии , устойчива в кислотам и щелочам за исключением «царской водки» (смеси азотной и соляной кислот) и серной кислоты при нагревании, проявляет высокие каталитические свойства.

В связи с этим платина используется в следующих отраслях промышленности:

  1. Автомобилестроение . 40% платины используется для производства катализаторов дожига топлива, особенно в автомобилях европейского производства.
  2. Ювелирное производство . 35% производимой в мире платины идет на производство ювелирных изделий, которые традиционно ценятся за высокую прочность, качество цвета и блеска. Как правило, в ювелирных изделиях платина присутствует в виде 85% сплава с другими металлами платиновой группы, улучшающих ее ковкость и легкость переработки.
  3. Электроника, медицина . 13% платины благодаря ее высокой электропроводимости и тугоплавкости используется для изготовления микросхем радиоэлектроники. Также ее используют для изготовления датчиков кислорода в автомобилях, которые обеспечивают необходимые соотношения при смешении топлива и воздуха в двигателях, участвуют в работе подушек безопасности и климат-контроля. Биосовместимость и химическая инертность платины позволяет использовать ее для изготовлении катетеров, электростимуляторов.
  4. Химическая промышленность . 6% платины используется для изготовления катализаторов процессов тяжелого химического производства, например, для процесса синтеза азотной кислот. Платиновые катализаторы – неотъемлемые участники процессов изомеризации и риформинга нефти, которые используются для получения высокооктановых компонентов бензина.

Платина содержится:

  • автомобильных катализаторах (см. фото);
  • конденсаторах;
  • микросхемах;
  • генераторах;
  • реле;
  • других деталях.

Поскольку автопром и электроника являются основными отраслями потребления платины, при поиске исходного вторичного сырья для извлечения этого металла стоит прежде всего обратить внимание на устройства, выпускаемые данными промышленными сегментами.

Рассмотрим детали , в которых платины больше всего .

Автомобильные катализаторы

Среди автомобильных катализаторов можно выделить следующие два типа:

  1. На основе классической системы платина-родий- . Примерное содержание металлов в миллионных долях на тонну керамического носителя составляет соответственно 1470-270-900 для указанной системы. Примерная стоимость таких катализаторов составляет 55 евро за 1 кг .
  2. Системы платина-родий, характерные для катализаторов автомобилей премиум-класса. Содержание в них платины составляет порядка 3000 частей на миллион . Стоимость катализаторов такого типа оценивается примерно в 70 евро за 1 кг .

Зная эти формулы и тип детали, можно подсчитать, сколько платины в катализаторе автомобиля.

Конденсаторы

20% от общей массы электронных устройств составляют конденсаторы.

В зависимости от типа конденсатора, количество драгоценных металлов , в частности, платины в конденсаторах варьируется , что определяет конечную стоимость изделия при его скупке.

Ниже приведена таблица конденсаторов с маркировкой и характерными отличительными признаками в порядке убывания содержания в них платины и, соответственно, стоимости:

Таким образом, наиболее ценными являются конденсаторы Н30, имеющие наибольшее содержание платины.

Другие радиодетали

Что касается других радиодеталей, платина присутствует в:

  1. Реле , а именно, проволока и контакты в их составе. Среди наиболее известных реле, содержащих платину, реле РЭС-9, РЭС-10.
  2. Электронные лампы .
  3. Приборы СВЧ .
  4. Генераторы в составе контрольно-измерительной аппаратуры (Г2-57, ГЗ-109).
  5. Преобразователи термоэлектрические ТПР .

Подробно о содержании разных драгметаллов в радиодеталях мы рассказывали .

Способы извлечения из радиодеталей

Для извлечения платины наиболее приемлемым с экономической точки зрения является метод коллекторной плавки , представленный в ряде российский патентов RU 245899, RU 2180011 .

Технология включает следующие этапы:

  1. Измельчение исходного лома.
  2. Плавка лома в печей в присутствии металла-коллектора.
  3. Продувки расплава воздухом для образования окиси металла коллектора и расплавленного концентрата платины.

Различие в методах заключается в стадийности процессов и составе коллекторной системы, отвечающей за селективность процесса выделения платины.

Выделение платины из отходов электроники также возможно и с использованием гидрометаллургического метода .

Один из способов заключается в использовании способа гипохлоритного выщелачивания отходов и представлен в патенте RU 2244759.

Процесс проводится при определенной концентрации соляной кислоты и активного хлора (источником хлора являются гипохлориты щелочных металлов) и температуре около 65 °С, при соотношении жидкой фазы к твердой 7:1.

При использовании данного метода для переработки керамических конденсаторов степень чистоты платины составляла около 90% .

Другой гидрометаллургический метод представлен в патенте RU 210339. Отходы обрабатываются смесью соляной кислоты, пероксида водорода и диметилформамида (ДМФА) при температуре 100 °С.

В результате гидролитического расщепления ДМФА в использованных условиях происходит восстановление платины, после чего ДМФА регенерируется, а образовавшийся раствор отправляют на обработку.

В целом, как гидрометаллургический, так и пиролитический метод могут быть использованы для переработки электротехнического лома с целью извлечения платины. Эти же методы рекомендованы и для выделения металла из отработанных катализаторов.

Представленные выше методы выделения являются результатом научных исследований , полностью или частично реализованных на опытных и промышленных производствах после получения соответствующих разрешений на осуществление деятельности в рамках переработки драгоценных металлов.

На нашем сайте есть отдельный материал, посвященный .

Реализация отходов

Для реализации отходов электроники и автокатализаторов с целью получения финансовой выгоды за счёт присутствия в них платины, как физическим, так и юридическим лицам необходимо обратиться в соответствующие организации , занимающиеся приемом, оценкой и переработкой электронного и каталитического лома для аффинажных производств.

Среди таких организаций:

С помощью подобных компаний возможна экспертная оценка исходного материала методами физико-химического анализа для объективной оценки стоимости лома и дальнейшая профессиональная переработка сырья.

Подведение итогов

Таким образом, отработанные автокаталитические элементы и электротехнические комплектующие, содержащие платину, являются реальным источником дохода , поскольку к настоящему времени разработаны как методы оценки и классификации исходного лома, так и методы его переработки, которые могут быть реализованы сертифицированными предприятиями при обращении в них как компаний, так и частных лиц.

Вконтакте