Как разобраться в маркировке шин. Маркировка шин: расшифровка для легковых автомобилей

Маркировка шин и расшифровка символов, которые имеются на покрышках – нелегкая задача для очень многих автолюбителей. Действительно, запутаться в большом количестве обозначений, которые имеются на боковой поверхности резины, несложно. Но если человек разбирается в этой маркировке и знает, что обозначает та или иная буква (цифра), то он при необходимости сможет легко подобрать именно те покрышки на свой автомобиль, которые будут максимально отвечать его потребностям. В этом материале мы разберемся, как расшифровать маркировку шины для легкового автомобиля.

Расшифровка маркировки шин

Существует несколько основных обозначений, имеющихся на любой покрышке. По ним можно определить:

  • Компанию-изготовителя;
  • Модель резины (торговую марку);
  • Размер;
  • Индекс скорости;
  • Уровень защиты;
  • Сезонное предназначение;
  • Индекс максимальной нагрузки;
  • Эксплуатационные условия.

Рассмотрим каждый из перечисленных пунктов более детально.

Изготовитель. Как правило, название компании пишется крупными буквами, как и ее оригинальный логотип. Основная цель этого – реклама. Перечислять всех производителей автошин не имеет смысла – в мире их очень много.

Торговая марка. Она не всегда совпадает с наименованием производителя, нередко под эгидой одной компании выпускается одновременно несколько марок автомобильных покрышек, причем даже в одной линейке характеристики и типоразмер шин могут сильно различаться.

Размер шины. Этот параметр можно считать наиболее важным, поскольку именно по нему определяется, подойдет резина для конкретной модели авто или нет. Возьмем, к примеру, типоразмер 185/65/R15. 185 – показатель, обозначающий ширину профиля резины в миллиметрах. 65 – процентное соотношение высоты профиля с шириной (в нашем случае чуть больше 120 мм). R – буквенное обозначение покрышек радиального типа (это основной вид современной авторезины, раньше самыми используемыми были диагональные шины). Следующая за буквой R цифра 15 – это выраженный в дюймах диаметр колесного диска. Иногда после этой цифры маркировка содержит букву С, говорящую об усиленной слойности шины. Такие покрышки можно одевать на колеса не только легкового автомобиля, но и микроавтобуса или небольшого грузовика.

На боковой поверхности некоторых автопокрышек отсутствуют цифры, которые означают процентное соотношение высоты профиля к его ширине. В таких случаях оно составляет 80 – 82%. Если это соотношение менее 80%, то его обозначение обязательно присутствует на боковой поверхности изделия.

В маркировке шин североамериканского производства приняты несколько другие обозначения. Основным отличием здесь является использование не миллиметров, а дюймов, и это следует помнить. Например, внешний диаметр покрышки, промаркированной 35/12.5/R15 равен 35 дюймам, а ее ширина (точно так же в дюймах) составляет 12,5. Обозначение R15 идентично тому, которое используется на авторезине, выпущенной в Европе.

Индекс максимальной нагрузки . Как правило, он пишется после размера. Эта величина соответствует максимальной массе, которую автошина может выдержать. Необходимо учесть, что сами по себе нанесенные на покрышку автомобиля цифры означают шифр, а не показатель конкретной нагрузки. Приблизительно вычислить максимально допустимую нагрузку, разделив полную снаряженную массу транспортного средства разделить на 4. Ниже приведена таблица с расшифровкой индексов нагрузки автошин.

Таблица индексов нагрузки шин

Еще один нюанс этого параметра – у шин индекс нагрузки обозначает предельную нагрузку именно для покрышки и не привязан ни к марке машины, ни к условиям эксплуатации. Опасно также постоянно эксплуатировать резину под максимальной нагрузкой, создающей сильное давление. Для обычного легкового автомобиля нормальная нагрузка на покрышку составляет 80% от предельной, а для внедорожника – 70%. Постоянное использование авторезины на пределе ее возможностей приводит к ее быстрому износу и может стать причиной взрыва колеса. А это при движении на достаточно высокой скорости с большой вероятностью приведет к серьезной аварии.

Индекс скорости. Тоже немаловажный параметр, который следует учитывать при подборе резины. Для автомобильных шин индекс скорости обозначается буквенным шифром. Он указывает на то, какая скорость допустима в случае, когда автопокрышка испытывает максимальную нагрузку. Ниже приведена таблица, в которой имеется расшифровка маркировки шин автомобиля с буквенными обозначениями индекса скорости.

Выбирая покрышку, как уже было сказано, необходимо учитывать индексы скорости и нагрузки. Шина должна соответствовать весу транспортного средства. Подбирать резину нужно с запасом, но увлекаться при этом не стоит. Дело в том, что масса самой автопокрышки напрямую зависит от выдерживаемой нагрузки. Слишком тяжелые и массивные шины приведут к росту расхода горючего и отрицательно повлияют на динамику.

Максимально допустимое давление. Для европейских автошин оно указывается в кПа, а для выпущенных в США давление измеряется в PSI (фунт/кв. дюйм). Впрочем, некоторые производители наносят на свои изделия одновременно оба обозначения. Одной технической атмосфере, величина которой составляет 1 кгс/см2, соответствуют:

  • 98,066 кПа.
  • 14,223 PSI.

Маркировка шин M+S. Буквенная маркировка M и S на шинах, как правило, наносится европейскими изготовителями авторезины. Маркировка шин М – это первая буква от английского слова Mud (грязь). S обозначает Snow (снег). Таким образом, эти буквы говорят о возможности использования резины на грязных или заснеженных дорогах.

Типы автомобильных шин: маркировка по дорожному покрытию и сезонности

По сезону и погодным условиям покрышки маркируются следующим образом:

  • AS и AGT. Это маркировка всесезонных шин.
  • H/P. Подходит для езды по шоссе.
  • H/T. Для твердых покрытий.
  • AW. Резина может применяться в любых погодных условиях.
  • МТ (M/T). Покрышка подходит для использования на грязных дорогах.
  • АТ (A/T). Вседорожная шина.
  • R+W («дорога»+«зима») и Frost. Эти обозначения используются для маркировки зимних шин.

Другие обозначения

Ряд производителей наносит маркировку на шины легковых автомобилей не буквами и цифрами, а рисунками. К примеру, на поверхности покрышки после размера одновременно можно увидеть солнце, снежинку, а также значок дождя, что значит – перед вами всепогодная резина. На поверхности зимних автошин можно увидеть снежинки, горные пики или оба этих изображения вместе. Индикаторы износа на зимних покрышках тоже зачастую не стандартные, размер которых составляет не 1,6 мм, а 4-мм. Поверхность шин, предназначенных для зимней эксплуатации, тоже отличается – на ощупь они мягче летних.

Дождевая резина

В настоящее время выпускаются специальные покрышки, которые используются на дорогах, покрытых водой. Это так называемые дождевые шины, которые маркируются символом зонтика на боковой стороне или соответствующими надписями (Aquacontact, Aqua, Rain).

Дата производства

Теперь поговорим о том, как узнать год выпуска автопокрышек. Маркировка шин автомобилей содержит также информацию о времени производства шин. Даты выпуска шины, как правило, обозначаются четырьмя цифрами на боковой стороне покрышки. Порядковый номер недели от начала года обозначается первыми двумя цифрами. Вторая пара цифр – это непосредственно обозначение года. К примеру, число 1216 будет означать, что дата изготовления изделия – 12 неделя (это приблизительно вторая половина марта) 2016 года.

Индексы

  • Температурный (обозначается литерами А, В или С). По этому индексу можно определить устойчивость шины к вывсоким температурам.
  • Пробег, на который рассчитаны покрышки. Этот показатель рассчитать не всегда просто. Измеряется в числах от 100 и выше (100 соответствует 48000 км пробега).
  • Индекс торможения. Этот показатель говорит о способности сцепления и торможения на скользкой и (или влажной дороге). Высшим является А.

Устройство покрытия

Многие изготовители наносят на свою продукцию надписи, позволяющую определить, из чего состоит покрытие шины. К примеру – «PLIES TREAD: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD». Расшифровываются эти символы так – тройное покрытие, включающее в себя по 2 слоя полиэстера и металлической нити, а также 1 слой нейлона.

Шипы

Если зимняя покрышка – не «липучка», а ошипованная, на нее наносятся 2 буквы, сообщающие информацию о шипах:

  • MD – выполнены из пластика, сердечник твердосплавный.
  • DD – имеют алмазную грань, сердечник прямоугольный.
  • OD – сердечник имеет овальную форму.
  • SD – сердечник твердосплавный.
  • AD – шипы выполнены из алюминия.

Цветная маркировка автомобильных шин

Иногда производители маркируют свои изделия цветными треугольниками или точками. При этом используется 3 цвета – белый, красный, желтый. Самое жесткое место на боковой части шины маркируется красным значком (это может быть треугольник или точка). При установке такой резины на легкосплавный колесный диск буква L на последнем должна быть совмещена с этой меткой на покрышке. Если на покрышке имеется желтый треугольник – он должен совпадать с золотником на диске.

Иногда на протектор новых шин для легковых автомобилей в ходе производства наносятся цветные линии. Они нужны для того, чтобы работники на складах готовой продукции не путались, размещая на хранение покрышки с одинаковыми характеристиками. Эти полосы стираются при первой же поездке, и если они имеются на покрышке – значит, резина не использовалась ни разу.

Дополнительные сведения

Маркировка летних покрышек, как и зимних, может содержать и другие сведения. Нанесенные на поверхность зимних или летних автошин, они означают следующее:

  • TUBELESS – покрышка без камеры.
  • TUBE TYPE – шина комплектуется камерой.
  • PR – индекс слойности. У легковых автомобилей он обычно составляет 4 — 6PR (цифра указывает на количество слоев). 4-хслойные покрышки предназначены только для легковых машин, 8-слойные – для микроавтобусов, легких грузовиков и фургонов. 6-слойные усиленные шины – универсальные.
  • Страна изготовления. Ряд компаний на своих изделиях указывает не только свое наименование, но и название своего государства.
  • Обозначение сторон. Иногда покрышки бывают асимметричными – в таком случае внешнюю сторону нельзя при установке путать с внутренней. В этом случае внутренняя сторона обозначается словом INSIDE, а внешняя – OUTSIDE.
  • Обозначение правых и левых покрышек (у некоторых изготовителей шины не всесторонние, и их нельзя менять местами) – Right, Left.
  • Направление вращения. Асимметричные шины также маркируются стрелкой, которая указывает, в какую сторону вращается колесо, когда машина движется вперед. Рядом со стрелкой находится слово Rotation.
  • Маркировка XL. Это сокращение английских слов Extra Load. XL в маркировке обозначает усиленную авторезину.
  • Steel. Наличие этой надписи говорит о том, что основой шины является стальной корд. Если покрышка промаркирована обозначением All Steel – значит, на стальной основе каркас и брекер. Отсутствие такой надписи говорит о том, что корд выполнен из текстиля.
  • DOT X0. Это чисто американское обозначение, говорит о соответствии принятому в США стандарту качества.
  • Sidewall – эта надпись присутствует перед составом слоя боковой части шины.
  • Штамп DA (Secunda). Устанавливается на автошины, которые имеют небольшие производственные дефекты, не влияющие на их качество и эксплуатационные свойства.
  • Reduces CO2 или Green X. Так маркируются покрышки, имеющие небольшое сопротивление качению. Их также называют «зелеными», поскольку их использование позволяет уменьшить расход горючего и снизить выхлоп.
  • ND. Такая резина имеет ненаправленный рисунок протектора.
  • SAG. Эти автошины имеют повышенную проходимость.
  • REGROOVABLE. На этих покрышках рисунок протектора может быть углублен с помощью нарезки.
  • Studless. Не используются с шипами.
  • Studdable. Должны ошиповываться.
  • NHS. Такие шины не рассчитаны на большую скорость авто.
  • SUV. Шины для тяжелых машин с полным приводом, кроссоверов и спортивных внедорожников.
  • RETREAD. Восстановленная автомобильная резина, уже бывшая в употреблении.
  • ГОСТ, ТУ. Эти буквы ннаносятся на отечественные покрышки. Цифры, следующие за ними, обозначают номер технических условий (ТУ) или государственного стандарта (ГОСТ).

Мы перечислили основные маркировочные обозначения, однако некоторые производители используют и дополнительные символы. Чтобы понять, как их расшифровывать, рекомендуем зайти на сайт компании-изготовителя автопокрышек конкретной марки.

Заключение

В этом материале мы подробно разобрались с вопросом, что означает маркировка на шинах легковых автомобилей, а также каковы особенности определения видов покрышек по имеющимся на них надписям и символам. При покупке зимних или летних шин вы сможете подобрать с учетом этих тонкостей именно ту резину, которая лучше всего подойдет для вашего автомобиля. В качестве бонуса, чтобы не забыть самое важное, небольшая памятка ниже.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Из-за этого у водителя может возникнуть трудности с выбором. В этом материале подробно разобрана расшифровка маркировки шин для легковых автомобилей . Читатель узнает, как обозначаются зимние, летние и бескамерные покрышки, а также получит ответы на остальные вопросы, связанные с маркировкой. В конце статьи можно посмотреть видео о расшифровке обозначений на шинах.

Общие понятия

Итак, мы открываем руководство по эксплуатации, чтобы узнать, какую резину нам нужно покупать. Здесь мы находим варианты шин для разных условий. Зависят они от следующих показателей:

  • Сезон – шины бывают летние, зимние и всесезонные;
  • Двигатель – тип силовой установки и ее мощность;
  • Диски – резина подбирается в зависимости от материала, из которого изготовлены диски.

Маркировка шин наносится на все покрышки. По ней вы сможете узнать размер, индекс скорости и нагрузки, а также производителя. Состоит шина из борта, каркаса, боковой части, протектора и слоев брекера. Если вы повернете покрышку к себе боковой частью, то вы увидите обозначения на шинах в следующей последовательности: ширина, профиль и диаметр. На примере ниже показана шина с шириной 225, профилем 45Z и диаметром R17:

Различия в маркировке шин в зависимости от сезона

Сразу укажем отличия в маркировке зимних, летних и всесезонных шин. Определить принадлежность к сезону вы сможете по следующим знакам:

  • Летняя резина – на летних шинах нет специальной маркировке, сообщающей о принадлежности к теплому сезону;
  • Зимняя резина – на ней нанесен индекс «M+S», также на шине может быть изображение снежинки или слово «Winter»;
  • Всесезонная резина – на них тоже могут быть нанесены обозначения для зимних покрышек, но есть и отличительные аббревиатуры «AS» (все сезоны, All Seasons), «R+W» (всесезонная для холодных регионов, Road + Winter), «AW» (всесезонная для любых условий, Any Weather).

Маркировка шин и расшифровка их обозначений – это важно, но для начало стоит уделить пару слов видам шин. Резина может быть зимней, летней и всесезонной. Главным отличием между ними является рисунок протектора. Взяв в руки летнюю резину, вы увидите хорошо выделенные канавки для стока воды, также на летней покрышке отсутствует микро-рисунок. Такие конструкционные особенности позволяют обеспечить надежное сцепление колес с мокрым или сухим дорожным покрытием. Маркировка зимних шин липучка не отличается от обычной зимней резины, сами шипы вы сможете заметить визуально.

Отличить зимнюю резину от летней достаточно просто, вам даже не потребуется расшифровывать маркировку зимних шин. Зимняя резина имеет выраженный рисунок протектора. Покрышки такого типа обеспечивают безопасное передвижение по обледенелым и заснеженным дорогам. Использование летнего варианта может стать причиной серьезной аварии. Что касается всесезонной резины, то она демонстрирует качественной сцепление на сухом, мокром, обледенелом и заснеженном асфальте.

Разбор маркировки

Теперь мы знаем, как выглядит маркировка всесезонных шин, расшифровка остальных аббревиатур не менее важна для автомобилиста. На изображение ниже подробно разобран каждый индекс и обозначение:

Разберем маркировку на примере шины 175/70 R13 91T:

  • «175» указывает на ширину профиля, размер может быть указан в миллиметрах или дюймах;
  • «70» сообщает о процентном отношении высоты профиля покрышки к ее ширине;
  • «R» обозначается тип каркаса, в данном случае он радиальный;
  • «13» говорит о посадке диаметра, измеряется в дюймах;
  • «91» обозначается степень нагрузки на шину, выраженная в цифровом обозначении;
  • «Т» сообщает о максимальном скоростном режиме для этой покрышки.

Мы разобрали основную маркировка, но есть и дополнительные обозначения, которые тоже нужно знать. Надписи «Left» и «Right» говорят о принадлежности к стороне, левую шину можно ставить только на левое колесо, а правую шину, соответственно, на правое. Существует резина, которую нужно устанавливать строго ассиметрично, на таких покрышках будут надписи «Outside» и «Inside». Боковину с надписью «Inside» следует ставить внутрь, а боковину «Outside» – снаружи.

ВАЖНО! Если вам нужно поставить бескамерную покрышку, то вам следует искать шины с индексом «TL». Какая маркировка бескамерных шин мы уже разобрались, что касается моделей, которые используются исключительно с камерой, на них будут буквы «TT».

Заключение

Как видите, разобраться с расшифровкой параметров шин достаточно просто. Начинающему водителю важно запомнить основные параметры для его автомобиля, в зависимости от сезона. Вы всегда можете вернуться к этой статье и освежить память.

1. Общепринятые обозначения

Независимо от назначения, типа шины и того, кто изготовил шину, на ее боковине должна быть четко обозначена следующая маркировка в соответствии с нормативной документацией и Правилами №30 ЕЭК ООН (ГОСТ Р 41.30-99) для легковых и легких грузовых шин (см. рис. 5).

Рис. 5. Обязательная маркировка легковых и легких грузовых шин


9 — обозначение шины в соответствии с нормативным документом, например, 175/70R13, 195R15, 195R15С, 175-13, 6,45-13, 155/6, 15-13, 6,45-14,5LT, 225/60 R15, где 175, 195, 155, 225 - ширина профиля шины в миллиметрах, а 6,45 и 6,15 - в дюймах; 13, 14, 14,5 и 15 - посадочный диаметр шины или наружный диаметр обода в дюймах; 70, 60 - серия шины (отношение Н/В); если черты и цифры за обозначением ширины профиля ней нет (195R15), то это значит, что серия шины более 80; R обозначает радиальную шину, для диагональных шин буква "D" не ставится (6,45-13);

Буква "С" (поз. 11) идентифицирует шину легкую грузовую, выпускаемую изготовителями стран СНГ, а LT (Light Truck) - то же, но изготовителями остального мира;

Наименование или товарный знак изготовителя, например, "ОМСКШИНА"("OMSKSHINA"), "АМТЕЛ-СИБИРЬ", "GOODYEAR", "NOKIAN" и т.д. и (или) соответствующий логотип (поз. 21 - товарный знак Ярославского шинного завода);

4 - страна-изготовитель, например, "Made in Russia", "Made in Japan";

12 - индекс несущей способности (ИНС), условное цифровое обозначение максимальной нагрузки, на которую рассчитана шина, например, 96, 82, а вообще это могут быть числа от 0 до 279:


13 - категория скорости (КС), условное обозначение заглавными латинскими буквами максимальной скорости, на которую рассчитана шина (это все буквы латинского алфавита за исключением букв I, О, X, которые можно спутать с цифрами);

Как правило, ИНС и КС на шине маркируют рядом, например, 96 Т (поз. 13);

Модель шины, торговое (коммерческое, фирменное) наименование, например, М-234 "Таганка", К-183 "Баргузин", С-135 "Малахит", Я-559 (поз. 22) "MEDVED" (поз. 8). Модель шины - это условное словесное, цифровое, буквенное или комбинированное обозначение шины, относящееся к одной шине или к группе шин, объединенных общими конструктивными признаками.

Для шин, производимых в странах СНГ, - обозначение нормативного документа - ГОСТ (поз. 6) или ТУ предприятия-изготовителя (поз. 20). Легковые шины должны соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 4754-97 (на шинах год утверждения стандарта не маркируется).

Пример обозначения технических условий: ТУ2521-036-00148984-98. Здесь 2521 - код шины по Общероссийскому классификатору промышленной продукции, 036 - порядковый номер разработки, 00148984 - код предприятия-разработчика (по Общероссийскому классификатору предприятий), 98 - последние две цифры года утверждения.

На шинах зарубежного производства обозначение нормативных документов не маркируют.

- "Radial" (факультативно) на радиальных шинах (поз. 7);

- "Reinforсed" - на так называемых "усиленных" шинах или на шинах с повышенной несущей способностью (поз. 18);

- "Regroovable" - на шинах, у которых имеется возможность углубления рисунка протектора нарезкой;

- "Tubeless" - обозначение бескамерной шины (поз. 19); для шин, производимых изготовителями стран СНГ, может не быть такого обозначения (его зашероховывают), а вместо него наносят штамп несмываемой водой краской "КАМЕРНАЯ", если по условиям производства бескамерную шину отнесли к камерной;

- "Tube tyрe" - обозначение камерной шины (редко);

M+S, M.S, M&S - ("Mud+Snow" - грязь и снег) на зимней шине (поз. 17);

- "All season" - на всесезонной шине (поз. 3);

- "Steel" или "Steel belted" - на шинах с металлокордом в брекере (поз. 14);

- "PSI" (по первым буквам "Pounds per Square Inch" - фунты на квадратный дюйм) на шинах с индексом "С" и "LT" в обозначении - индекс испытательного давления при проведении испытаний на нагрузку и скорость;

- "Outside (side facing outwards)" или "Inside (side facing inwards)" - на шинах с асимметричным рисунком протектора (поз. 16). Эти надписи говорят о том, какая боковина шины должна быть снаружи, а какая - изнутри по отношению к автомобилю. Иногда при этом на шине изображают стрелку (поз. 15) или маркировку "<<", показывающие направление вращения шины при движении автомобиля вперед, маркируют и слова "Rotation" (направление вращения). Не надо путать подобные стрелки с логотипом известного производителя шин - фирмы "Dunlop", выполненного в виде стилизованной стрелы.

- "TWI" (поз. 5), или "бибендум" на шинах фирмы "Michelin". Должно быть не менее 6 таких обозначений с каждой стороны покрышки в верхней части плечевой зоны протектора. Аббревиатуры TWI (Tread Wear Indication) - буквально "индикатор износа протектора" - указывают места расположения индикаторов износа на дне канавок протектора. Индикаторы выполнены в виде выступов величиной, соответствующей остаточной глубине рисунка протектора для разных типов шин, при достижении которой эксплуатация их должна быть прекращена (см. "Правила дорожного движения"). Фирма "NOKIAN TYRES" применяет следующий способ определения остаточной глубины рисунка протектора (см. рис. 6)

Дата изготовления, состоящая из трех (для шин, выпущенных до 2001 года) или четырех цифр, из которых первые две указывают неделю, а следующие - последнюю или две последние цифры года изготовления, например: 108, 1001, где 10 - неделя, а 8 и 01 соответственно 1998 и 2001 год

На шинах производителей стран СНГ - заводской (порядковый) номер покрышки;

Национальный знак соответствия (поз. 1) при обязательной сертификации, например, Российский НХ15, где НХ15 - Код органа по сертификации;

Допускается не наносить этот знак непосредственно на шины, а только на сопроводительную документацию.

Знак официального утверждения типа шины в соответствии с Правилами №30 ЕЭК ООН (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для легковых автомобилей и их прицепов), где цифра в круге - код страны, предоставившей официальное утверждение, а цифры вне круга - номер официального утверждения (поз. 2), например, 020333

Балансировочная метка - круг желтого цвета диаметром 5-10 мм, обозначающий легкое место при определении статического дисбаланса покрышки. При вкладывании в покрышку камеры вентиль камеры должен быть совмещен с легким местом покрышки.

Если та или иная шина, независимо от места производства, предназначается для североамериканского рынка (США и Канада), то на ней кроме обязательной маркировки, предусмотренной выше, должна быть нанесена дополнительная маркировка следующего содержания: максимальная нагрузка (в фунтах и кгс) и максимальное давление в шине (в фунтах на квадратный дюйм), например, MAX. LOAD 515 kg (1135 lbs) 300 kpa (44 psi) MAX. PRESS

Применяемые материалы и количество слоев из них в брекере и каркасе, например, TREAD: 4 PLIES (2 PLIES RAYON+2 PLIES STEEL) SIDEWALL: 2 PLIES RAYON

Обозначение "TUBE TYPE" для камерных шин

Обозначение "DOT" (U.S. Department of Transportation), состоящее из буквенного или буквенно-цифрового кода, присвоенного департаментом транспорта США конкретному производителю шин, закодированного адреса производителя и его главного офиса, кода размера шины и подтверждения того, что данная шина испытана, сертифицирована на соответствие требованиям федерального стандарта безопасности PMVSS-109, например, DOT МКR4 AJOR.

Кроме того, должны быть указаны индексы: износостойкости, сцепления и температуры, например, TREADWEAR 260, TRACTION А, TEMPERATURE А.

Обозначения шин и колес и их характеристики для каждой конкретной марки, а иногда и модификации автомобиля, указаны в "Руководстве" по его эксплуатации, изданном предприятием-изготовителем автомобиля, и отступать от этих норм не следует, так как в них заложены номинальные показатели устойчивости, управляемости, проходимости автомобиля во всем диапазоне его скоростей. Не оговаривается только рисунок протектора шин, который каждый владелец выбирает самостоятельно (кроме комплектования на автозаводе), исходя из конкретных условий эксплуатации, сезона, стиля вождения, а также своих финансовых возможностей. Однако в любом случае применяемые шины должны строго соответствовать указанным производителем автомобиля параметрам: геометрическим размерам, нагрузке, максимальной скорости и давлению в шине.

Здесь следует отметить, что маркируемый на боковине шины индекс несущей способности означает максимальную нагрузку на шину. Нормируется же для легковых шин нагрузка экономичная, т.е. та нагрузка и соответствующие ей максимальная скорость и давление в шине, при которых обеспечивается наибольшая комфортабельность езды. Эта нагрузка, как правило, меньше максимальной на 10%.

2. А что это за цветные точки и полоски?

В последнее время многие покупатели интересуются назначением цветных маркировок шин, как точек на боковинах, так и полосок на самом протекторе.

Как оказалось, довольно большое количество автолюбителей уверены в том, что это какие-то обозначения качества шин. Как это было в СССР: первый сорт, второй сорт, особый...

Итак... Интересующимся - рассказываем!

Красная точка/Красный треугольник
Указывает на точку максимума отклонения радиальной силы (RFV), самое жесткое место стенки боковины шины. Эта точка должна быть совмещена с отметкой "L" (т.е. низшей отметкой) на легкосплавном колесе при монтаже.

Белая точка/Белый круг
В случае с некоторыми шинами первой комплектации эта белая маркировка указывает на точку минимума отклонения радиальной силы (RFV), самое гибкое место стенки боковины шины. В этом случае белая маркировка должна быть совмещена с "верхней" отметкой на колесе, или на 180° от отметки "L".

Желтая точка /Желтый треугольник
Если нет различимой маркировки "L", или в случае монтажа на стальные диски, шину следует монтировать так, чтобы желтая маркировка совмещалась с золотником колеса. Эта желтая маркировка обозначает самую легкую точку шины, определенную путем статической балансировки.
Примечание: Точка "L" на дисках у разных производителей может помечаться по-разному: как синим, зеленым, так и другими цветами.


При выборе и покупке шин на своего железного коня автовладелец сталкивается с обилием цифр и терминов, которые наносятся на боковину шины. На шинах, при их изготовлении указывается и информация о её устройстве. Автовладельцу же достаточно понимать, подойдет ли шина на его автомобиль. Разберем основные понятия и маркировку шин.
Шины маркируются по нескольким стандартам. Американский стандарт отличается от европейского. Некоторые обозначения на шине используются и в том и в другом стандартах.

Варианты нанесения маркировки легковых шин

Размерность шины

1 — ширина шины в мм.

2 — высота профиля шины в % от ширины шины. Чтобы вычислить этот показатель в мм, в данном примере (смотрите рисунок) нужно 195х65/100 получится примерно 127 мм.

3 — посадочный диаметр шины (внутренний диаметр, которым шина одевается на колесный диск) в дюймах.

Характеристики шины

Индекс скорости шин: маркировка шин

6 — надпись Reinforced (RF) или Extra Load (XL) — усиленная шина.

7 — надписи Outside или Side Facing Out — внешняя сторона шины с асимметричным рисунком протектора.

Надписи Inside или Side Facing Inwards — внутренняя сторона шины с асимметричным рисунком протектора. При монтаже шины с такими надписями обязательно соблюдение сторон.

8 — страна-изготовитель шины.
9 — модель шины.

10 — надписи M+S (Mud+Snow) означают, что шина спроектирована для лучшего сцепления в грязи и на снегу. Это может зимняя или всесезонная шина.

12 — описание конструкции каркаса шины. Указано количество слоев корда и из какого материала он состоит. Например TREAD PLIES: 1 POLYESTER + 2 STEEL + 1 NYLON — шина с 4-слойным поясом (1 слой — полиэстер + 2 слоя — сталь + 1 слой — нейлон). SIDEWALL PLIES: 1 POLYESTER — каркас и боковая стенка состоят из одного слоя полиэстера. На шинах российского производства надпись может быть на русском языке.

13 — надпись Rotation или стрелка обозначают направление вращения шины при направленном рисунке протектора. При буксовании протектор таких шин самоочищается от снега и грязи.

14 — надпись Temperature A — индекс сопротивления нагреванию (термоустойчивость шины), А — самый высокий индекс, В — средний, С — низкий.

15 — надпись Tubeless или TL — безкамерная шина, надпись Tube Type (ТТ) или MIT SCHLAUCH — шина используется с камерой (без камеры запрещено).

16 — знак о проведении испытаний по правилам ЕЭК ООН. Цифра указывает страну, в которой проводились испытания шины.

17 — надпись Max Load означает максимально допустимую нагрузку в кг , надпись Max pressure означает максимально допустимое давление в кПа.

18 — торговая марка, бренд производителя. Так же может указываться модель шины.
19 — надпись Trаction A — индекс сцепления с мокрой дорогой. А — высокий, В — средний, С — низкий.

20 — надпись RADIAL и буква R в размерности шины означает, что шина радиальная. При отсутствии надписи или в размерности литера D — шина диагональная.

21 — закодированный адрес производителя шины, код размера шины, дата производства (неделя/год).

На шинах могут быть нанесены и другие знаки и символы:

— надпись Winter — зимняя шина;

— пиктограмма в виде снежинки — шины для эксплуатации в суровых зимних условиях;

— надпись Aqua, Rain, Water, Aquatred, Aquacontact, и т. д. (или пиктограмма зонтик)- указывает на то, что шины эффективны на мокрой дороге;

— надпись All Season (AS)или All Grip Traction (A.G.T.) – ;

— надпись Any weather (AW) — всепогодная шина;

— надпись Мud-Terrain (M/Т) — обозначение шин для внедорожников с увеличенным протектором для использования в тяжелых условиях ();

— надпись Аll-Terrain (А/Т) — обозначение шин для внедорожников с универсальными свойствами;

— надпись Left — шина устанавливается только на левую сторону автомобиля, надпись Right - шина устанавливается только на правую сторону автомобиля (очень редкие шины с ассиметричным рисунком протектора).

Производители шин постоянно внедряют новые технологии, улучшающие эксплуатационные свойства шин. Поэтому в маркировке могут появляться новые обозначения.

Маркировка автомобильной шины может очень многое рассказать о ней: о модели шины, ее размерности и индексе скорости, а также о стране-производителе и дате выпуска шины. Зная эти и другие параметры, можно смело приобретать шины, не боясь ошибиться с их выбором. Но обозначений на шине так много, что нужно уметь их правильно расшифровывать. Об этих обозначениях, а также о цветных метках и полосках на шине пойдет речь в статье.

Маркировка шин и расшифровка их обозначений

Маркировка на шине

Обозначения на шинах отмечаются производителем на ее боковой части. При этом маркировка присутствует на всех покрышках. А соответствует она международному стандарту, являющемуся общепринятым. На шинах применяются следующие надписи:

  • данные о производителе;
  • размерность и конструкция шины;
  • индекс скорости и индекс нагрузки шин;
  • дополнительные сведения.

Рассмотрим маркировку шин для легковых автомобилей и их расшифровку на примере каждого параметра.

Данные о производителе

На шине обязательно должны присутствовать сведения о стране изготовления, фирме-производителе или названии бренда, дата производства, а также название модели.

Размерность шин и их конструкция


Обозначение размерности шины

Размерность на резине может быть обозначена таким образом: 195/65 R15, где:

  • 195- ширина профиля, выражающаяся в миллиметрах;
  • 65 – высота профиля, указываемая в процентах относительно ширины профиля шины;
  • 15- диаметр обода, выражающийся в дюймах и измеряющийся от одного внутреннего края покрышки до другого;
  • R- буква обозначающая тип конструкции шины, в данном случае радиальная.

Радиальная конструкция характеризуется тем, что нити корда идут от борта к борту. В случае расположения последних под углом, т.е. когда один слой нитей идет в одну сторону, а другой – в противоположную, конструкция будет иметь диагональный тип. Обозначается этот тип буквой D или вообще не имеет никакого обозначения. Буква B говорит о диагонально-опоясывающей конструкции.

Индекс скорости и индекс нагрузки шин

Индекс скорости шин указывается латинскими буквами и обозначает максимальную скорость, которую сможет выдержать шина. В таблице приведены значения индексов, соответствующие той или иной скорости.

Индекс скорости Максимальная скорость
J 100 км/ч
K 110 км/ч
L 120 км/ч
M 130 км/ч
N 140 км/ч
P 150 км/ч
Q 160 км/ч
R 170 км/ч
S 180 км/ч
T 190 км/ч
U 200 км/ч
H 210 км/ч
V 240 км/ч
VR >210 км/ч
W 270 км/ч
Y 300 км/ч
ZR >240 км/ч

Индекс нагрузки шин обозначается цифрами, каждая из которых имеет свое числовое значение. Чем оно выше, тем большую нагрузку может выдержать шина. Индекс нагрузки шин следует умножать на 4, так как нагрузка указывается только для одной шины автомобиля. Расшифровка маркировки шин по этому показателю представлена индексами в пределах значений от 60 до 129. Максимальная нагрузка в этом диапазоне колеблется от 250 до 1850 кг.

Дополнительные сведения


Индикатор аквапланирования

Существуют и другие показатели, которые указывают на ту или иную характеристику шины и могут наноситься не на все шины. К ним относятся:

  1. Маркировка камерной и бескамерной шины. Обозначается соответственно TT и TL.
  2. Обозначение сторон, на которые устанавливаются покрышки. Если есть строгое правило установки шин только на правую или левую сторону, то на них наносятся обозначения Right и Left соответственно. Для шин с ассиметричным рисунком протектора применяются надписи Outside и Inside. В первом случае боковину нужно установить с наружной стороны, а во втором – она устанавливается внутрь.
  3. Маркировка для всесезонных и зимних шин. Если на шинах имеются обозначения в виде «M+S» или «M&S», то они предназначены для эксплуатации в зимний период или в условиях грязи. Всесезонная резина маркируется как «All Season». Рисунок снежинки говорит об ограничении эксплуатации шин только зимой.
  4. Интересно обозначается дата выпуска — тремя цифрами, которые означают номер недели (первая цифра) и год выпуска.
  5. Термостойкость автомобильной шины на больших скоростях определяется тремя классами: А, В и С – от высокого до низкого значения. Способность торможения шины на мокрой дороге обозначается как «Traction» и также имеет три класса. А степень сцепления на дороге имеет 4 класса: от наилучшего до худшего.
  6. Индикатор аквапланирования – еще один любопытный показатель, обозначающийся на протекторе значком зонтика или капли. Шины с таким рисунком предназначены для передвижения в дождливую погоду. А индикатор показывает, до какой остаточной глубины протектора шина не потеряет контакт с дорогой в связи с возникновением между ними прослойки воды.

Цветные метки и полосы на шине: необходимость и значение

Часто на шинах можно увидеть цветные точки и полоски. Как правило, эти обозначения являются служебными сведениями производителя и на качество и цену изделия не влияют.

Разноцветные метки


Расположение желтой точки на колесе

Разноцветные метки являются вспомогательной информацией для работников шиномонтажа. Рекомендации о наличии балансировочной метки, позволяющей собрать колесо с уменьшением величины балансировочных грузиков, содержатся в нормативных документах. Метки наносятся на боковую поверхность шины.

Различают следующие точки:

  • желтые – обозначают самое легкое место на шине, которое при монтаже должно совпадать с самым тяжелым местом на диске; в качестве обозначения может выступать желтая точка или треугольник;
  • красные — обозначают участок, где происходит соединение разных слоев покрышки – это самая тяжелая зона боковой стенки покрышки; наносятся на резину;
  • белые – это метки в виде окружности, треугольника, квадрата или ромба с цифрой внутри; цвет указывает на то, что изделие прошло контроль качества, а цифра – номер контролера, принявшего изделие.

При эксплуатации шин водителям нужно обращать внимание только на желтые метки. Напротив них при монтаже следует располагать ниппель.