Зелёный (Полицейский) мост. Зеленый мост Усовершенствования и реставрации

Связующим звеном между Центральным районом Санкт-Петербурга и 2-м Адмиралтейским и Казанским островами является Зеленый мост через Мойку, являющийся объектом культурного наследия нашей страны.

В 1710 году на левом побережье Невы была проложена новая дорога. В наше время она является ни чем иным, как Невским проспектом. В точке ее пересечения с Мойкой, в 20-е годы 18 века (ориентировочно в 1717-1718 г.г.) возвели новый деревянный подъёмный мост. По нему с 1703 по 1726 годы проходила граница Санкт-Петербурга. Здесь за проезд с приезжих взималась подать. Рядом с мостом для удобства путешественников и служащих были построены Мытный и Гостиный дворы.

В 30-е годы 18 века мост окрасили в зеленый цвет. С этих пор за ним закрепилось название «Зеленый». Приблизительно в 1767-1769 г.г. из-за находившегося неподалеку управления полиции города мост стали звать Полицейским.

В годы Октябрьской революции Полицейский мост переименовали в духе нового времени в «Народный». Это название он носил с 1918 по 1998 год.

Зеленый мост неоднократно ремонтировался, реставрировался и перестраивался. В 1777 г. у моста появились каменные опоры, он стал балочным, трехпролетным. В начале 19 века (с 1806 по 1808 г.г.) по проекту архитектора Вильяма Геста при участии Ф. П. де Волана, на месте деревянного моста, который был разобран, шло строительство первого в Петербурге чугунного моста. В качестве основы была выбрана конструкция моста, разработанная англичанином Р. Фултоном в 1795 году. Над новым мостом появился пролет с наборным пологим блочным сводом. В стенах каждого из блоков были отверстия для соединительных болтов. В основании опор моста были установлены свайные ростверки. Перила моста были литыми. Украшением служили обелиски из гранитного камня с золочеными верхушками. Тротуар выложен из гранитных плит. От проезжей части пешеходная часть отделялась оградой из гранитных камней и металлических прутьев.

Применение чугунного литься позволило придать утонченный и изысканный вид арке. Мост визуально казался гораздо легче гранитных собратьев. Его облик был ажурным и невесомым.

Проект Зеленого моста был настолько эффектен и экономичен, что впоследствии его стали применять как типовой. Это был первый в мире типовой проект металлического моста.

В середине 19 века Полицейский мост уже не справлялся с увеличившимся потоком ездоков и пешеходов. А потому возникла необходимость его расширения. В ходе реконструкции пешеходную зону вынесли на боковые металлические консоли. Вместо литых решеток установили сплошные гранитные ограждения. Гранитные обелиски демонтировали, а на их месте установили фонарные столбы из чугуна, выполненные по эскизу инженера А. Готмана.

В 1844 году Полицейский мост покрыли асфальтовыми кубиками. Это была первая в Российской империи заасфальтированная мостовая.

Когда в 1904-1907 годах началась работа по прокладке трамвайных линий на Невском проспекте, возникла необходимость вновь увеличить ширину моста. Проект этой реконструкции был разработан архитектором Л.А. Ильиным. По бокам моста были установлены 10 рядов коробчатых арок и расширены опоры. Фасад декорирован орнаментом с золочеными деталями. Фонарные столбы заменили на более долговечные и практичные – железные. Реализацию проекта осуществляли инженеры А.Л. Станов, В.А. Берс, А.П. Пшеницкий.

В 1938 году под трамвайными путями был уложен рубероид, дорога и тротуары заасфальтированы. В 1962-1967 годах прошла реставрация канделябров и фонарей на мосту.

Зеленый мост находится на пересечении исторических маршрутов города. Через него проходит Невский проспект, неподалеку находятся дом Котомина, где в 1800-1840 г.г находилась кондитерское заведение Вольфа и Беранже, в которую перед дуэлью заезжал А.С. Пушкин. Напротив этого здания находился дом Чичерина. В нем долгое время был кинотеатр «Баррикада», который работал даже во время блокады. Это одно из старейших зданий на Невском. В 2006 году было объявлено о его реконструкции, но спустя год выяснилось, что дом был практически полностью уничтожен. Неподалеку от моста располагаются Строгановский дворец, дворец Разумовского, доходный дом и зал собраний Руадзе, здание Генштаба.

Зелё́ный (Полицейский) мост - соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе а.

Расположение

Ближайшая станция метрополитена (400 м) - «Гостиный двор», выход на Канал Грибоедова.

Название

| class="standard" align=left |+ История названий моста ! Год! Название |- | С 1730-х | Зелёный мост |- | С 1768 | Полицейский мост |- | C 1918 | Народный мост |- | C 13 января 1998 | Зелёный мост |}

  • В 1730-е он был покрашен в зелёный цвет, поэтому его называли Зелёным .
  • В 1768 появилось другое название - «Полицейский» , из-за находившегося рядом управления городской полиции (позже этот дом занимал Придворный госпиталь). С 1777 года недалеко от моста жил петербургский генерал-полицмейстер Н. И. Чичерин.
  • После Октябрьской революции в противопоставление дореволюционному названию мост был переименован в «Народный» , и носил такое название в период 1918-1998 года.

История

1713 году на левом берегу Невы, проложили «Большую першпективную дорогу» ныне - . В месте пересечения магистрали с Мойкой в 1720 году (возможно в 1717-1718 годах) был построен деревянный подъёмный мост. В процессе эксплуатации в течение XVIII века мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. Во время перестройки 1735 года он был выкрашен в зелёный цвет и получил название «Зелёный».

В 1777 году на этом месте был выстроен трёхпролётный мост балочной системы на каменных опорах с деревянными пролётными строениями.

Чугунный мост

1806-1808 годах архитектор Вильям Гесте построил на месте деревянного моста новый, чугунный (первый чугунный мост в Петербурге). Он перекрыл пролёт пологим сводом, собранным из пустых чугунных блоков (тюбингов). В стенках блоков были проделаны отверстия для соединяющих болтов. Основанием опор являются свайные ростверки. Консультантом проекта выступил Ф. П. де Воллан (Деволант).

В качестве идеи использовалось предложение конструкции моста Р. Фултона, опубликованное в е в 1796 году.

Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от неё металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильные ограды моста были литыми, дополнительно были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами. Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов, что придает самому мосту лёгкий, невесомый облик.

Проект моста был настолько удачен, что был утверждён как типовой проект для мостов через Мойку.

Усовершенствования и реставрации

1842 году Полицейский мост расширили, чтобы вместить оживлённое движение Невского проспекта. Для этого тротуары были вынесены на металлические консоли. Литые решётки были заменены на глухие гранитные парапеты, вместо гранитных обелисков на въездах установлены чугунные фонарные столбы, изготовленные по проекту инженера А. Д. Готмана.

В 1844 году на нём была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков, как писала газета Северная пчела:

…потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту.

В 1904-1907 годах на Невском проспекте прокладывали трамвайную линию. Для этого инженерами В. А. Берса, А. Л. Становым, А. П. Пшеницким) и архитектором Л. А. Ильиным был создан проект увеличения ширины моста. С обеих сторон было добавлено по пять рядов коробчатых арок, для этого было произведено расширение опор. Фасадные листы были оформлены золочёными деталями с орнаментами. Чугунные фонарные столбы работы инженера А. Д. Готмана были заменены железными канделябрами с позолотой, на которых подвешены шестигранные стеклянные фонари.

В 1938 году свод моста под трамвайными путями для предохранения от электрохимической коррозии был изолирован рубероидом. Проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом.

В 1951 году при ремонте моста были восстановлены утраченные ранее шестигранные фонари.

В 1961 и 1967 годах была произведена реставрация мостовых канделябров и фонарей.

Достопримечательности

Архитектурное убранство моста.
  • Через мост проходит - главная магистраль а. Углы Невского и набережной Мойки составляют:
    • Мойка, 57/Невский, 18 - дом купца Котомина (архитектор В. П. Стасов). В 1800-1840-е годы здесь помещалась кондитерская Вольфа и Беранже, в которую перед самой дуэлью заезжал А. С. Пушкин.
    • Мойка 59/Невский, дом № 17. Напротив дома Котомина, через Невский проспект находился (кинотеатр «Баррикада») - памятник архитектуры федерального значения, примечательный ещё и тем, что расположенный в нём в советское время кинотеатр не прекращал работу в годы блокады. Осенью 2006 года было объявлено, что здание подлежит реконструкции. Оно было отгорожено забором и полностью закрыто щитами. В июне 2007 года стало известно, что памятник практически уничтожен: полностью разрушен корпус XVIII века (одна из старейших построек на Невском) и уникальные интерьеры, прорублен сквозной проезд с Мойки на Большую Морскую.
    • Мойка, 46/Невский, 17 - (архитектор Ф.-Б. Растрелли).
  • Недалеко от моста расположены дворец Разумовского (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) (архитекторы А. Ф. Кокоринов, Валлен-Деламот) (Мойка, 48), здание Главного штаба, а также Доходный дом и зал собраний М. Ф. Руадзе.

Литература

Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин. Мосты повисли над водами... - Ленинград: Аврора, 1975.

В 1730-е он был покрашен в зелёный цвет, поэтому его называли Зелёным. В 1768 появилось другое название - «Полицейский», из-за находившегося рядом управления городской полиции (позже этот дом занимал Придворный госпиталь). С 1777 года недалеко от моста жил петербургский генерал-полицмейстер Н. И. Чичерин. После Октябрьской революции в противопоставление дореволюционному названию мост был переименован в «Народный», и носил такое название в период 1918-1998.В 1998г возвращено название "Зелёный"

Когда, как не в жару полюбоваться
Мостами и гранитом берегов?
В иное время с палубы ветрами
Гонимы пассажиры катеров.
С залива, от Невы, весьма заметен
И очень-очень даже ощутим
Промозглый и сырой мешает ветер.
Кататься по каналам лучше в штиль.
Цветных мостов размеры поражают,
И с суши их заметить мудрено.
Так это мост? Невольно удивляет.
В проспект иль даже площадь шириной.
Зелёный мост - ровесник Петербурга*
Был при Петре** границей городской,
А век спустя из дерева в чугунный
Преображён английскою*** рукой.
Всегда был частью Невского проспекта,
С ним вместе укреплялся, возрастал.
Без малого почти по сорок метров****
В длину и в ширину размер набрал.
И снова первым был покрыт асфальтом.
Случайных драм причиною бывал:
Народ невесту царскую встречая*****
Давил при том ограду поломал.
А кто-то даже в Мойке искупался -
Прохладно для купанья в сентябре,
Но, к счастью лишь испуганным остался
Не в тот день пролилась кровь бунтарей.
Спустя почти полвека******, день воскресный -
Печальным был и день тот, и весь год -
Нам это из учебников известно,
С него войска стреляли в свой народ.
Но что о грустном? Место встречи многих
Счастливых пар и преданных друзей.
Кидает тень свою на воды Мойки
Мост или памятник? Почти музей.

Http://lifeglobe.net/x/entry/496/zeleniym3_3.jpg
--------
*Относительно времени постройки первого деревянного разводного моста через Мойку в створе Невского проспекта существуют разные версии. Краевед Б. И. Антонов в книге "Мосты Санкт-Петербурга" пишет, что он был построен в 1717-1718 годах. Историк М. С. Буренина в книге "Прогулки по Невскому проспекту" называет годом постройки переправы 1720 год. С. С. Шульц-младший в книге "Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки" приводит третий вариант - 1716 год. Как бы то ни было, в 1735 году мост был отремонтирован и выкрашен в зелёный цвет, благодаря чему тогда же получил своё первое официальное название - Зелёный.
** Имеется в виду ПётрI
***К началу XIX века Невский проспект стал главной улицей города, переправу стало необходимо перестраивать. С осени 1806 года здесь было начато строительство первого в России чугунного моста. По предложению инженера Уильяма (ставшего в России Василием Ивановичем) Гесте при перестройке Полицейского моста были применены чугунные пустотелые ящики (кессоны или тюбинги), уложенные в ряд и скреплённые друг с другом болтами. За основу проекту Гесте взял техническое предложение английского инженера Р. Фултона, опубликованную в 1796 году. Но англичанин идею не реализовал, тогда как Гесте её доработал и применил в Петербурге.
****Длина моста 39,8 м, ширина - 38,7 м.
*****В сентябре 1859 года петербуржцы встречали датскую принцессу Дагмару, вскоре ставшей женой наследника престола (будущего Александра III). Невский проспект тогда был запружен толпами народа. Особенно много людей скопилось на Полицейском мосту, так как с него лучше просматривалась перспектива Невского проспекта. Решётка переправы давления не выдержала, в результате некоторым людям пришлось искупаться в Мойке. К счастью, обошлось без жертв.
******9 января 1905 года, в день, ставший известным как "кровавое воскресенье", на Полицейском мосту были выстроены войска, расстреливавшие шедших к Зимнему дворцу демонстрантов.

На заре своего царствования, Пётр, очарованный Северной Венецией - Амстердамом, твёрдо решил: быть в России своей Северной Венеции ! Да и «прорубить окно в Европу» было для великого реформатора не менее важно. Архитекторы возводили город строгий, сдержанный, величественный, однако несколько сумрачный. Серых красок добавляли северной столице и бесконечные дожди, и мутные воды многочисленных её речушек. Одну из них (ныне Мойка), издавна так и называли - Мья, что по-фински означало «грязь». Когда на этой речке появились первые четыре деревянных разводных моста , соединяющих 2-й Адмиралтейский и Казанский острова, они получались похожими, как близнецы. Затем их, правда, и перестраивали, и украшали, но тоже в соответствие с типовым проектом. И вот, то ли затем, чтобы не путать похожие мосты, то ли оттого, что уж очень кому-то захотелось подбросить ярких красок в серую палитру города, но только выкрасили их однажды в разные цвета , да так и прозвали: Зеленый, Синий, Красный, Жёлтый.

Зелёный мост

Является частью главной улицы города - Невского проспекта. Появился первым из мостов на Мойке , в 1717 году, а в 1735 впервые был выкрашен в зелёный цвет. С 1770-х годов его называли Полицейским, из-за расположенного рядом дома полицмейстера Чичерина. В 1806 году Зелёный мост становится чугунным - первый в городе! Тротуары нового моста отделили от проезжей части гранитным парапетом с металлической оградой, мост украсили гранитными обелисками с позолочёнными шарами и литыми перилами. Проект инженера В.И. Гестепоказался удачным, и его утвердили типовым для остальных мостов через Мойку.

В 1842 году Зелёный мост решено было расширить . Выросла интенсивность движения на Невском проспекте, соответственно, и на самом мосту, о котором газета «Северная пчела» писала так: «едва ли где бывает более езды». К мосту консолями прикрепили тротуары, установили гранитные парапеты, а тяжёлые обелиски заменили чугунными фонарными столбами. В 1844 году впервые в Санкт-Петербурге именно на Полицейском мосту уложили асфальтовые блоки . Как видим, Зёлёный мост неоднократно становился «первооткрывателем»!

В 1904 году в связи с прокладкой трамвайных путей проводят очередную реконструкцию моста: укрепляют перекрытие, украшают орнаментом фасадные арки, вместо фонарных столбов появляются позолоченные канделябры . А 9 января 1905 года на обновлённом мосту выстроятся войска, которые будут расстреливать мирную демонстрацию, идущую к Зимнему. Так мост станет свидетелем «Кровавого воскресенья». После революции его переименовывают в «Народный», в 60-х годах реставрируют, а в 1997 году возвращают прежнее историческое название - Зелёный.

Синий мост

Самый широкий в городе - при длине 35 метров его ширина составляет 97,3метра! Мост расположен рядом с Исаакиевской площадью и настолько органично сливается с ней, что несведущему человеку бывает невдомёк, когда он уже оказывается не на площади, а на мосту. Выстроен Синий мост был в 1737 году мастером Харманом ван Болосом. Через некоторое время, как и другие мосты, он становится трёхпролётным, на каменных опорах. С конца 18 века вплоть до отмены крепостного права на площади у Синего моста можно было нанять или купить работников , поэтому в народе он назывался «рабий рынок».

В 1818 году мост перестраивают по типовому проекту, в основу которого был взят Зелёный мост. Его ширина уже 41 метр. В связи с постройкой Мариинского дворца, в 1842-1844 годах Синий мост снова расширяют . В 20-х годах прошлого века в низовой части моста были обнаружены сквозные трещины. Своевременная замена части чугунных конструкций на железобетонный свод спасла мост, но, к сожалению, фонари, декор и чугунные тюбинги 1818 года были утрачены. В 1938 году каменное мощение моста заменили асфальтобетоном, а в 2002 году был проведен его капитальный ремонт и отреставрирован декор. В 1971 году у Синего моста установили гранитный столб, на котором датами отметили уровни воды во время крупных наводнений: 1824, 1924, 1955, 1903 и 1967 г.г.

Красный мост

Расположен по Гороховой улице. Единственный из построенных по типовому проекту В. И. Гесте мостов, который полностью сохранился в своём первоначальном виде : простое и изысканное решение, удачная архитектурная композиция и изящные пропорции. Он украшает собой город, органично сочетаясь с его набережными. С 1717 года здесь был деревянный разводной мост, в 1737 году переправу перестроили по проекту Х. ван Болоса, оставив посередине узкую щель (70 см) для пропуска мачтовых судов, а для проезда её закрывали съёмными щитами. В конце 18 века мост стал трёхпролётным, а в 1814 году - типовым однопролётным.

Чугунные тюбинги для моста изготавливались на демидовских заводах. Каменные опоры были выполнены бутовой кладкой и облицованы гранитом, чугунная решётка перильного ограждения Красного моста повторяла рисунок ограждений набережной Мойки. Тротуары от проезжей части отделяли гранитные тумбы с простой металлической оградой, а освещали мост фонари, подвешенные на гранитных обелисках. При выполнении реставрационных работ в 1953—1954 годах, чугунные конструкции заменили на стальные . В ходе последней реставрации в 1998 году, были отремонтированы фонари и воссоздано чугунно-гранитное ограждение.

Жёлтый (Певческий) мост

Третий по ширине мост Санкт-Петербурга (после Синего и Казанского), его длина втрое меньше его ширины (соответственно 24 и 72 метра), он является гармоничным продолжением Дворцовой площади . Мост получил второе название - Певческий , поскольку упирается прямо в ворота Певческой капеллы.Жёлтый мост был сооружён в 1834 году для прохода войск, участвовавших в параде на Дворцовой площади, в связи с открытием Александровской колонны. Уже через пять лет деревянный мост стал чугунным однопролётным арочным из 329 ящиков-кессонов, соединённых болтами. Поверх арки располагался кирпичный свод, замощенный местным розовато-серым кварцито-песчаником. Опоры бутовой кладки были облицованы розовым гранитом. Тогда же на мосту установили его главное украшение - чугунные ажурные решётки .

24 ноября 1840 года состоялось церемония открытия Жёлтого моста , завершавшего собой ансамбль Дворцовой площади. Первым по мосту в экипаже проехал сам государь-император Николай I. Мост был настолько надёжно выстроен, что простоял без капитального ремонта более полутора столетий! В 1937 году проезжую часть моста заасфальтировали прямо поверх брусчатого мощения , а капитальный ремонт провели лишь в 2003 - 2004 годах: усилили его опоры, поверх укреплённого чугунного свода появился мощный железобетонный. Интересно обустройство проезжей части Желтого моста: на ней устроен островок безопасности площадью 400 кв.м., вымощенный исторической брусчаткой, которую обнаружили в ходе ремонта под слоями асфальта!

Вот такие они, «цветные мосты » на Мойке. Кстати, в Санкт-Петербурге есть ещё несколько «цветных» мостов: Синий мост на Обводном канале, 1-й и 2-й Красненькие мосты через речушку Красненькую.

Зеленый мост располоден по оси Невского проспекта и соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку. Это однопролетное металлическое сооружение арочной конструкции длиной 30 метров и шириной в осях перил - 38,6 метра. Рисунок литых чугунных перил повторяет узор ограждения реки Мойки.

Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

История моста

Первый деревянный подъемный мост через Мойку на Невской першпективе (ныне Невский проспект) был сооружен в 1716-1717 годах. До 1726 года по мосту проходила граница новой столицы.

В 1735 году переправу отремонтировали, покрасили в зеленый цвет и официально присвоили название Зеленый мост. В 1768 году его переименовали в Полицейский — по Главной полицмейстерской канцелярии, расположенной неподалеку, на набережной Мойки, и дому генерал-полицмейстера Чичерина на Невском проспекте. В октябре 1918 году мост получил новое имя в духе времени — Народный, а 13 января 1998 года ему возвратили историческое название — Зеленый мост.

Деревянный мост отремонтировали в 1752 году, а в 1777 году его перестроили в трехпролетный, балочной системы, с деревянными пролетными строениями на каменных опорах.

Чугунный однопролетный мост через реку Мойку вдоль Невского проспекта был сооружен в 1808 году. По конструкции он представлял собой пологую арку, собранную из чугунных секций-тюбингов, соединенных болтами. Кессоны клиновидной формы изготавливались на Сестрорецком оружейном заводе под руководством инженера Карла Шпекле и на уральских заводах Н.Н. Демидова. Их размер был стандартным: 2,8 х 1,53 х 0,38 м, толщина - 2,5 см. Швы между ними заполнялись замазкой, состоящей из серы, нашатыря и чугунных опилок в пропорции 1:1:16. Тротуары выложили гранитными плитами, проезжую часть отделили металлическими прутьями на гранитных тумбах. На въездах моста поставили гранитные обелиски, увенчанные позолоченными шарами.

Проект разработал В.И. Гесте, русский инженер и архитектор шотландского происхождения, который применил идею британского инженера Роберта Фултона, не реализованную на родине изобретателя. Проект Полицейского моста был признан настолько удачным, что решено было соорудить серию подобных переправ через Мойку. В первой четверти XIX века по этому типовому проекту был построен целый ряд чугунных переправ через реку Мойку (Красный мост, Поцелуев мост и др.), но первым был Полицейский мост.

В 1842 году, в связи с возросшим движением транспорта по Невскому проспекту, мост был расширен за счет выноса тротуаров на металлические консоли, гранитные обелиски заменены чугунными фонарными столбами. Проект был разработан инженером А.Д. Готтаном.

В 1904-1907 годах, в связи с прокладкой трамвайных путей на Невском проспекте, мост перестроили и расширили по проекту инженеров В.А. Берса, А.Л. Станового и А.П. Пшеницкого и архитектора Л.А. Ильина. Расширили опоры, с каждой стороны пролетного строения добавили по пять рядов коробчатых арок. Фасады украсили накладными орнаментами. Вместо чугунных фонарных столбов установили позолоченные железные канделябры, на которых подвесили шестигранные фонари.

В 1938 году свод моста под трамвайными путями изолировали рубероидом для предохранения от коррозии. В 1951 году по проекту архитектора А.Л. Ротача были отреставрированы торшеры с фонарями, а в 1967 году восстановлена позолота архитектурных деталей моста.

Дополнительная информация

До 2020 года планируется провести капитальный ремонт Зеленого моста, это будет первая масштабная реконструкция переправы с начала XX века.